Электрическую прочность изоляции проверяют, как правило, у нагретого генератора. Для этого испытательное напряжение подводят от постороннего источника переменного тока с частотой 50 Гц.
Испытанию подвергают поочередно каждую независимую цепь. При этом одну фазу источника напряжения присоединяют к выводу испытуемой обмотки, а другую — к заземленному корпусу, с которым соединяют все прочие обмотки. Соединенные между собой трехфазные обмотки принимают за одну цепь, если начало и конец каждой фазы не выведены к отдельным зажимам; в этом случае изоляцию всей трехфазной обмотки испытывают относительно корпуса целиком. При наличии выводов начала и конца каждой фазы изоляцию испытывают относительно корпуса поочередно для каждой фазы; при этом выводы остальных фаз присоединяют к корпусу. Испытание начинают с напряжения, не превышающего 1/3 испытательного. Напряжение повышают до полного испытательного постепенно или ступенями, не превышающими 5% полного значения, со скоростью, достаточной для отсчета показаний приборов. Полное испытательное напряжение выдерживают в течение 1 мин, после чего его снижают до 1/3 и затем отключают.
Напряжения для испытания электрической прочности обмоток электрических генераторов и аппаратуры приведены в табл. 7.
Напряжения при испытании электрической прочности изоляции
При первых испытаниях напряжение принимают ближе к нижнему пределу, а при последующих постепенно доводят до верхних пределов.
Для машин, работающих на воздушные линии, принимают большие из приведенных в табл. 7 напряжений. При приемке генератора из монтажа электрическую прочность изоляции его обмоток испытывают по тем же нормам, что и после ремонта без смены обмоток. Если новый генератор был испытан на заводе, но доставлен на место установки в разобранном виде или если имеется опасение, что при перевозке или хранении генератора могли произойти повреждения его обмоток, электрическую прочность обмотки статора собранного и высушенного генератора испытывают напряжением 1,5Uном+750 В, но не менее чем 1200 В, а обмотки ротора напряжением 7,5Uном, но не ниже 1200 В.
Результаты испытания считают удовлетворительными, если при этом не было пробоя изоляции, перекрытия ее скользящими разрядами и если по приборам не было замечено толчков и резких колебаний напряжения или тока.
Изоляцию витков испытывают плавным повышением напряжения при холостом ходе генератора: после ремонта без перемотки обмоток — до (1,15—1,3) Uном, при приеме генератора из монтажа или ремонта с полной или частичной сменой обмоток — до 1,3 Uном. Испытания новых, а также вышедших из капитального ремонта генераторов (с полной заменой изоляции) длятся 5 мин. Продолжительность испытаний генераторов, вышедших из ремонта без перемотки обмоток или с частичной их перемоткой, а также
для генераторов, бывших в работе, демонтированных и вновь установленных па другом месте, 1 мин.
Испытание витковой изоляции рекомендуется совмещать со снятием характеристики холостого хода.
Опробование генераторов на ходу.
Перед первым пуском генератора после приемки из монтажа или ремонта проверяют зазор между статором и ротором. Ротор поворачивают на несколько оборотов, прослушивая генератор.
При опробовании генератора на холостом ходу и под нагрузкой обращают внимание на шумы, вибрации, искрения под щетками на коллекторе и на кольцах, перегрев подшипников и другие явления, указывающие на неисправность генератора.
Тепловое испытание генератора производят при длительной и постоянной нагрузке. Температура нагрева генератора считается установившейся, если изменение ее в течение часа не превышает 1°.
Температура частей генератора при его работе не должна превышать значений, указанных заводом-изготовителем или ремонтной организацией. При отсутствии таких указаний для оценки предельно допустимого предела нагрева частей генератора следует руководствоваться величинами, приведенными в табл. 8.
Таблица 8
Предельно допустимый нагрев (С) обмоток генератора
Для закрытых машин напряжением не выше 1500 В указанные пределы превышения температуры, замеренные по сопротивлению обмоток, увеличивают на 5° С. Если изоляция выполнена из хлопка, шелка пли бумаги без пропитки, пределы температур, указанные в табл. 8 снижают на 15° С.
При определении температуры нагрева по сопротивлению обмотки измеряют ее омическое сопротивление в холодном и нагретом состоянии (у неработающей машины и сразу после ее остановки). Превышение температуры обмотки над температурой окружающего воздуха определяют по формуле:
где Rг — сопротивление обмотки у нагретого генератора; Rх — сопротивление обмотки у холодного генератора; — температура холодной обмотки; tc — температура окружающей среды при измерении сопротивления нагретой обмотки.
Нагрев активного железа статора измеряют термометрами или термопарами. Термопару закладывают между слегка раздвинутыми (при помощи клина) листами железа.
Нагрев якоря возбудителя, его коллектора и контактных колец измеряют термометром сразу после отключения и остановки машины. Термометр должен быть плотно прижат к поверхности машины и закрыт ватой.