Содержание материала

При конструировании электрооборудования тропического исполнения нельзя исходить только из средних значений температуры. При расчете трансформаторов учитывается среднегодовая температура. Однако для большинства изделий при выборе теплового запаса в основном ориентируются на среднемаксимальную температуру окружающего воздуха, т. е. на среднеарифметическое значение из ряда максимальных температур, полученных в данном пункте в результате ежегодных измерений (в каждом году учитывается одно значение максимальной температуры).
Климатические характеристики по океанам составляются на основании обработки наблюдений на судах, что затрудняет в ряде случаев получение достаточно полной информации. Температура поверхностных слоев воды в океане в течение суток изменяется незначительно вследствие большой теплоемкости воды и турбулентных движений в ней. Годовые колебания температуры воздуха также в сильной степени смягчаются, благодаря тому что летом океаны накапливают постепенно огромное количество тепла, а зимой это тепло а значительном количестве передается воздуху.
Выравнивание температуры воздуха над водой происходит также благодаря наличию течений. Из-за этого разность температур над сушей больше, чем над водой (табл. 1-4 из [Л. 5]). Эту особенность также следует учитывать при проектировании изделий в морском тропическом исполнении.

Таблица 1-5
Максимальные температуры воздуха на открытой палубе, зафиксированные на
разных судах во время рейсов в тропической зоне

При расчете электрооборудования наибольший интерес представляет температура воздуха на открытом воздухе (для судов — на открытой палубе), а также под навесом (для судов — внутри судна). Температура воздуха на суше (среднемаксимальное значение) во влажных тропиках, как правило, не превышает +45° С [Л. 6]. В табл. 1-5 приведены данные о температуре воздуха на открытой палубе.
Из приведенных в табл. 1-5 данных видно, что температура воздуха на открытой палубе в открытом океане в тропиках не превышает +38°С, т. е. несколько ниже температуры на суше.
В машинных, котельных отделениях и камбузах, где имеется большое количество источников тепла, температура воздуха выше, чем на открытой палубе. Температура воздуха внутри судна также может повышаться из-за нагрева палубы Солнцем. В табл. 1-6 приведены некоторые данные по температуре на различных судах, побывавших в тропической зоне (приведены неоднократно наблюдавшиеся максимальные температуры, которые можно принять за среднемаксимальные).
Из табл. 1-6 видно, что температура воздуха внутри судна в машинном и котельном отделениях в ряде случаев достигает 55—60° С.
На рис. 1-5 и 1-6 приведены карты январских и июльских изотерм (Л. 1]. Годовые изменения температуры воздуха на разных широтах представлены на рис. 1-7. Ясно, что годовые изменения над океаном будут более равномерными, чем показано на рис. 1-7.
Сравнивая данные табл. 1-4 и 1-5 и данные, приведенные в (Л- 6), можно заключить следующее: а) температура воздуха в океане в тропических зонах несколько ниже, чем на побережье тропических стран; б) температура воздуха на побережье тропических стран несколько ниже, чем внутри этих стран.
В приморских местностях суточные колебания температуры воздуха малы. По данным (Л. 1) в Атлантическом океане на тропических широтах суточные колебания составляют около 1,5 С.
Среднегодовая амплитуда колебаний температуры в тропических широтах также невелика. Имеются районы, где она составляет всего 0,4° С (острова Маршальского архипелага в Тихом океане) (Л. 1).
В Сингапуре, например, в самом холодном месяце (январе) средняя температура воздуха равна 25,7° С, а температура самого теплого месяца (мая) 28,5° С. Таким образом, среднегодовая амплитуда колебаний температуры здесь составляет всего 2,8° С [Л. 1].
В среднем для тропических районов океанов можно принимать величину суточных колебаний температуры не более 1— 3°С, а годовых не более 10—12° С [Л. 1].


Рис. 1-5. Карта январских изотерм.


Рис. 1-6. Карта июльских изотерм.

Таблица l-6
Максимальные температуры в машинном и котельном отделениях на судах, наблюдаемые во время пребывания в тропической зоне

На рис. 1-8 представлена зависимость годовой амплитуды колебаний температуры воздуха от географической широты [Л. 1] (разность между средними месячными температурами воздуха самого теплого и самого холодного месяцев в году).