Содержание материала

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИСТОЧНИКИ СВЕТА

10-1. ИСТОЧНИКИ СВЕТА

Наиболее распространенным источником света до сих пор является лампа накаливания.

При изготовлении ламп накаливания для тропического и холодного климатов следует уделять особое внимание цоколю и нижнему контакту. В случае изготовления цоколя из латуни лампа может эксплуатироваться и в тропических, и в холодных зонах. Однако экономически более выгодно применять цоколь из стали; тогда должно быть подобрано и соответствующее гальваническое покрытие, стойкое в заданном климатическом районе и обладающее достаточной электропроводностью. Для тропического исполнения такое покрытие может быть в виде слоя олова, для холодных зон цинка.
Нижний контакт обычно изготавливается из свинца или олова, что допустимо для тропических зон; для холодного климата следует отдать предпочтение свинцу.
Люминесцентные лампы обладают большой экономичностью и хорошим спектральным составом, приближающимся к спектральному составу дневного света. Для холодного климата могут применяться люминесцентные лампы обычного исполнения. Для тропического климата цоколь выполняется из тропико- устойчивой пластмассы.
Все типы источников света при применении их в тропиках или холодном климате должны отличаться от обычно применяемых источников практически только видами защитного покрытия цоколей и контактов и пластмассы.

10-2. СВЕТИЛЬНИКИ

1.   Общие положения

Светильники исполнений ХЛ, Т и ТС выполняются всех трех категорий.
Светильники морского тропического исполнения ТМ могут изготовляться по двум категориям: для работы внутри судна (категория П) и для работы на открытой палубе (А). Вне зависимости от места установки светильников на открытой палубе все они должны иметь исполнение категории А, так как наиболее жесткое воздействие на их работу на открытой палубе будут оказывать постоянная повышенная влажность воздуха, морской туман, брызги морской воды и частая конденсация влаги. Учитывая, что при солнечном освещении светильники категории А практически не будут работать, дополнительный нагрев их корпусов за счет солнечной радиации может не учитываться при тепловом расчете.
Принципиально важным вопросом является выбор материала для корпусов и других металлических частей светильников, эксплуатируемых на открытом воздухе, особенно на открытой палубе судов.
В Правилах Регистра СССР указано, что на открытой палубе должна устанавливаться арматура, изготовленная из бронзы или иного прочного и устойчивого к коррозии материала. Однако очень часто различные детали светильников делают из алюминиевых сплавов АДМ-2, АЛ-2, АЛ-16 и других подобных им сплавов, хотя известно, что они не являются в морских тропических условиях коррозионно-стойкими, хотя и допускаются для прочих исполнений светильников (ХЛ, Т, ТС).
Согласно действующим в ФРГ правилам (Л. 18] вся водонепроницаемая электроустановочная арматура морского исполнения должна выполняться из латуни. Светильники для служебных помещений и открытых палуб на немецких судах имеют латунные корпус и сетку для защиты от механических повреждений [Л. 18].
Согласно Правилам норвежского и французского бюро Веритас корпуса установочных изделий и осветительной арматуры морского исполнения должны быть отлиты из латуни, бронзы и чугуна или быть сварными из стали и стальных листов с антикоррозионной обработкой поверхности, или из стойкого негорючего изоляционного материала. Внутренняя поверхность металлических корпусов должна быть окрашена или покрыта изоляционной краской или массой. По Правилам норвежского и французского бюро Веритас также не допускается применять для этих целей алюминий и его сплавы.
При ознакомлении с опытом эксплуатации светильников и установочных изделий на судах, находившихся в постоянных тропических рейсах, было установлено, что медь и медные сплавы на верхней палубе применяются почти на всех судах (иностранных фирм).
В некоторых случаях корпуса прожекторов изготовлены литыми (с толстыми стенками) из алюминиевых сплавов. Для этого случая алюминиевые сплавы можно допустить.
Для изготовления корпусов светильников, пакетных выключателей и другой мелкогерметичной арматуры (патронов светильников) при условии попадания на них морской воды рекомендуется применять медные сплавы, указанные в § 12-1. Допускается также применение стали с надежным защитным покрытием. Такой же подход следует делать и для изделий исполнения Т.
Ламповые патроны арматуры исполнений Т и ТМ следует изготовлять или в металлическом корпусе из латуни, или из влагостойкой пластмассы без органических наполнителей. Применение корпусов из фенопластов с древесным наполнителем недопустимо. Для изготовления мостиков (оснований) блоков для светильников также следует применять пластмассы, рекомендованные в § 12-3, или фарфор.
Применяемые на судах патроны из карболита (литой пластмассы на крезольно-формальдегидной основе) часто трескаются в тропических зонах и недостаточно влагостойки (водопоглощаемость за 24 ч составляет 0,25%).
На судах (иностранных фирм) применяются латунные патроны или корпуса из фарфора.
В |[Л. 18] отмечается, что в нижней части стеклянного колпака в некоторых случаях имеются отверстия для стока конденсата.

  1. Осветительные приборы ближнего действия

Корпуса светильников общего освещения исполнений ТМ (подпалубные) и Т категории А рекомендуется изготовлять литыми из бронзы или силумина.

Рис. 10-1. Коррозия цинкового покрытия на светильнике, установленном на открытой палубе танкера «Красноводск».

Для установки на открытых местах судна или в помещении с повышенной влажностью воздуха применение светильников; в корпусах из силумина не допускается.
В случае штамповки корпусов из стали следует надежно защищать их от коррозии.
Резьбовые соединения защитных колпаков светильников исполнений Т и ТМ и крепежных деталей следует дополнительно смазывать.
Защитная проволочная сетка светильника исполнений Т и ТМ должна изготовляться из бронзы, латуни или кадмированной стали (для светильников, устанавливаемых внутри помещении исполнений Т и ТМ, а также всех светильников исполнений ТС и ХЛ можно применять для этих целей оцинкованную сталь).
Применение цинковых покрытий для сеток светильников, устанавливаемых на открытой палубе, недопустимо. На рис. 10-1 хорошо видна коррозия цинкового покрытия сетки светильника, установленного на открытой палубе, после рейса в тропические зоны.
Кольца, крепящие стеклянный колпак к корпусу катерных подпалубных светильников, следует изготавливать из литых пластмасс, рекомендованных для эксплуатации в тропических условиях (см. § 12-3).
Сальниковые гнезда для ввода кабелей следует уплотнять массой 421-А с помощью сальниковых гаек. Для гаек не рекомендуется применять карболит. Уплотнительные втулки из асбестового шнура также следует пропитывать массой 421-А.

Прокладки из электрокартона, войлока, асбестового непропитанного картона в конструкциях светильников исполнений Т и ТМ применять не следует из-за низкой влагостойкости перечисленных материалов.
Светильники общего и местного освещения декоративные исполнений Т, ТС и ТМ, применяемые для освещения помещений, рекомендуется изготовлять в корпусе из латуни с никелированной и хромированной отражающей сферой и латунным, покрытым никелем и хромом ободом. Светильники· исполнения ХЛ не отличаются от подобных светильников обычного исполнения.
Разрешается применять для плафонов и некоторых бра органическое стекло (с учетом длительной работы его при температуре до +70° С) опаловое или молочное.
В случае изготовления плафонов в стальном корпусе последний должен иметь надежное защитное лакокрасочное покрытие, стойкое в заданном климатическом районе, а обрамляющий обод из стали или латуни должен иметь защитно-декоративное покрытие. Следует учесть, что пара латунь — сталь неудачная в коррозионном отношении, и поэтому следует избегать применения ее в тропических и морских тропических условиях.
В связи с повышенной температурой воздуха в тропиках желательно применять конструкцию указанных плафонов с обменом воздуха.
При изготовлении художественных бра рекомендуется для корпусов применять латунь, силумин, сталь с защитными покрытиями. Полированную латунь в бра исполнения ТМ допускается применять в случае обеспечения ежедневного ухода за нею.
Применение стекол не ограничивается. Рекомендуется применение сталинита (ГОСТ 5727-51) и стекла марки МКР-1.
При изготовлении подвесных и переносных светильников допускается применение силумина и стали с надежными защитными покрытиями.

Рис. 10-2. Вид замка сигнального прожектора, установленного на теплоходе «Чкалов».
В ручных переносных светильниках корпуса следует изготовлять из одной из следующих литых пластмасс— полиэтилена, полиамида-68, пентопласта, полиформальдегида, поликарбоната. Применяемый обычно для этих целей карболит непригоден, так как он имеет повышенную водопоглощаемость и низкие электроизоляционные свойства во влажных условиях. Допускается применение для этих целей также пресс-порошков, рекомендованных в § 12-3. Все переносные светильники исполнения ТМ, кроме грузовых люстр, должны быть водозащищенного исполнения и снабжены прочными сетками.
При изготовлении люминесцентных светильников стальные корпуса их должны иметь надежное защитное покрытие, стойкое в заданных климатических условиях.
Герметичные судовые светильники для освещения под водой могут быть обычного исполнения, так как коррозионная устойчивость их обеспечена применяемыми материалами (корпуса, кольца и ручки изготавливают из литой бронзы) [Л. 38].

Осветительные приборы дальнего действия (прожекторы)

а)   Светосигнальные приборы исполнения ТМ. Корпуса, щитки, крышки стационарных светосигнальных приборов морского тропического исполнения рекомендуется изготовлять из бронзы. Не допускается применение силуминов. Допускается применение для этих целей стали с надежным защитным покрытием.
Водозащищенность светосигнальных приборов обеспечивается применением резиновых уплотнений, рекомендованных для аппаратов и трансформаторов тропического исполнения (см. гл. 5 и 6). Применяемые иногда на судах резины по ГОСТ 6447-57 и по ТУ 233-54 непригодны для эксплуатации в тропиках.
б)     Прожекторы и светильники прожекторного типа. Прожекторы исполнения ХЛ отличаются от обычно применяемых только защитными покрытиями (см. гл. 12).
В прожекторах тропических исполнений рекомендуется места соединений корпуса прожектора с лирой и лиры с площадкой для установки прожектора, а также замки рукояток смазывать тропикоустойчивыми смазками, а еще лучше создавать в этих местах смазочные узлы.
На рис. 10-2 показана рукоятка замка сигнального прожектора. При отсутствии смазочного узла рукоятку бывает очень трудно открыть и из-за коррозии и обильной окраски корпуса прожектора, особенно часто окрашиваемого на судах.

Рис. 10-4. Нарушение зеркального слоя на стекле-отражателе прожектора ПЗС-35 после рейса в тропики (танкер «Красноводск»).

Прожекторы типа ПЗС существующей конструкции совершенно непригодны для эксплуатации в тропических условиях. Плохая работа прожекторов типа ПЗС и быстрый их выход из строя наблюдаются на всех судах.
Коррозия корпуса прожектора заливающего света ПЗС-35, установленного на танкере «Красноводск», после рейса в тропики хорошо видна на рис. 10-3 (черные пятна на фотографии — очаги коррозии стали). Нарушение зеркального слоя на стекле-отражателе этого же прожектора видно на рис. 10-4.
Судовые светильники прожекторного типа водозащищенного исполнения можно изготавливать в корпусе из стали или литым из алюминиевых сплавов марок АЛ-4, АЛ-8, АЛ-9, АЛ-13. Основания и кронштейны этих светильников можно изготавливать из стали. В данном случае силумин допустим только потому, что стенки корпуса очень толсты и массивны. Особое внимание следует уделять смазке пары силумин — сталь.
Отражатели светильников всех исполнений не рекомендуется изготавливать из алюминия (обычно применяется марка 99,9) с электрополированием. Лучше применять медь или медные сплавы с покрытием никель — хром или серебряные (с защитным покрытием бесцветным лаком, стойким в заданных климатических условиях).
Корпуса сигнальных прожекторов исполнений Т и ТМ заливающего света и дальнего действия рекомендуется изготавливать из бронзы. Допускается применение стали. Корпуса обязательно должны иметь соответствующую окраску, стойкую в тропических условиях.

Рис. 10-3. Внешний вид прожектора ПЗС-35 на танкере «Красноводск» после рейса в тропики.