Содержание материала

При определении допустимых превышений температур исходят из максимально допустимой длительной температуры для примененного класса изоляции в наиболее нагретом месте электрической машины. В связи с тем, что наиболее нагретое место иногда определить невозможно или представляет трудности измерение температуры в этом месте, чаще всего пользуются средней температурой узла, а для наиболее нагретого места вводят температурную поправку. Величина температурной поправки зависит от метода измерения температуры, значения максимальной допустимой температуры узла и конструкции детали или узла; у более нагретых узлов разница между средней температурой и температурой наиболее нагретого места будет больше, поэтому для различных классов изоляция поправки будут разными.

Таблица 4-1
Предельно допустимые превышения температуры (°С) изоляции электрических машин в исполнениях Т, ТС и ТМ при температуре окружающей среды +45° С

 При измерении средней температуры методом сопротивления поправка на наиболее горячее место (наиболее горячую точку) составляет: 5° С для изоляции классов А и Е; 10° С для изоляции класса В и 15° С для изоляции классов F и Н. Эта разница учитывается в машинах обычного исполнения и исполнения ХЛ.
Для машин в тропических исполнениях принят некоторый температурный запас, увеличивающий поправку на наиболее нагретое место. Величина этого запаса составляет: 5° С для изоляции классов А и В; 10° С для изоляции классов Е и F и 15° С для изоляции класса Н. Значения температурного запаса соответствуют запасам «на тропики», принятым для тропического оборудования. Для изоляции класса Е запас взят несколько большим, чем для класса В, в связи с отсутствием достаточного опыта применения изоляции класса Е. Допустимое превышение температуры в электрических машинах тропических исполнений несколько снижается по сравнению с принятыми для обычных машин как за счет температурного запаса, так и за счет более высокой температуры охлаждающей среды. Для электрических машин категории А температурный запас «на тропики» увеличивается на 5° С, так как температура корпуса машины может быть выше температуры окружающего воздуха вследствие воздействия солнечной радиации.
В табл. 4-1 приведены предельно допустимые превышения температур изоляции электрических машин пополнений Т, ТС и ТМ.
Для машин исполнения ХЛ допустимые превышения температур те же, что и для машин, предназначенных для эксплуатации в умеренном климате.
Из табл. 4-1 видно, что для крупных машин (мощностью свыше 1000 ква или с длиной сердечника более 1 м) температурный запас «на тропики» дополнительно увеличен на 5° С.

Таблица 4-2
Предельно допустимые превышения температур для компаундированных обмоток

Применяя для компаундирования изоляции обмоток битумные компаунды с различными температурами размягчения, предельно допустимые превышения температур обмоток, измеренные методом сопротивления, следует выбирать в соответствии с табл. 4-2.