Содержание материала

§ 24. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРЕДПУСКОВОЙ ОЧИСТКЕ И ОПРОБОВАНИИ ТЕПЛОСИЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Меры безопасности при предпусковой очистке котлов

Внутренние поверхности вновь смонтированных котлов и оборудования тракта питательной воды обычно загрязнены: тонким слоем прокатной окалины, образовавшейся во время изготовления труб на заводе; ржавчиной, появившейся при хранении; сварочным гратом, маслом, смазкой и песком, внесенными в оборудование во время монтажа. Эти загрязнения нерастворимы в воде и могут служить причиной серьезных аварий и несчастных случаев. Поэтому вновь смонтированные котлы и оборудование тракта питательной воды (деаэраторы, подогреватели, испарители, трубопроводы и т. п.) подвергают предпусковой химической очистке и промывке. Во время промывки удаляются тонны окалины и ржавчины, сотни килограммов кремнекислых соединений, особо опасных из-за заноса ими лопаточного аппарата турбин.
Во время предпусковой химической очистки вновь смонтированных котлов выполняются следующие операции:

  1. предварительная мощная водная промывка для удаления механических загрязнений: песка, грата, ржавчины и др.;
  2. щелочение 0,5—1%-ным горячим раствором едкого натра для удаления омыляемых жиров и разрыхления ржавчины; при наличии элементов оборудования из аустенитных сталей вместо щелочи, которая повреждает эти стали, применяют раствор аммиака;
  3. кислотная промывка, травление 5%-ным горячим раствором соляной кислоты для растворения окислов железа;
  4. водные отмывки с добавлением 0,3—0,5%-ного раствора аммиака для нейтрализации кислых реагентов;
  5. пассивирование отмытых поверхностей гидразингидратом.

Во время предпусковой химической очистки для персонала имеется опасность получения химического ожога крепкой кислотой или щелочью, ожога горячим раствором кислоты, щелочи или гидразина, употребляемых при промывке, теплового ожога из-за неплотности пароводяной арматуры.
Для предотвращения несчастных случаев во время химических очисток тщательно соблюдают правила техника безопасности для персонала тепловых и химических цехов. Рабочих, участвующих в работах по очистке, инструктируют по технике безопасности и правилам обращения с химическими реагентами (см. гл. IV). В зону временной схемы очистки не допускаются посторонние лица и персонал, не занятый на работах по очистке.
Временные трубопроводы для промывочных растворов и концентрированных кислот, щелочи и гидразина выполняют из труб высокого качества, с минимальным числом сварных стыков, с плотными фланцевыми соединениями для того, чтобы избежать опасности течи реагентов. Прокладки для фланцевых соединений делают из нового паронита, проверяют исправность сальниковых уплотнений.
Трубопроводы прокладывают в доступных и удобных, хорошо освещенных местах. Их маркируют и надписывают. Стыки и фланцевые соединения, краны укрывают кожухами для того, чтобы в случае прорыва крепкая кислота или щелочь не попали на людей или не попортили оборудования.
Места, где есть вероятность прорыва растворов (у насосов- дозаторов, в местах ввода реагентов в промывочную схему и др.), ограждают. Устраивают временные души для смыва сильной струей химического реагента в случае попадания его на тело человека. Запасают вещества, нейтрализующие кислоту или щелочь в случае растекания, например, негашеную известь для обвалования и нейтрализации.
По окончании промывки оборудование временной промывочной схемы промывают технической водой и затем демонтируют.
Если промывают котел соляной кислотой, то в процессе взаимодействия ее с металлом выделяется водород. Это взрывоопасный газ. Нижний предел взрываемости водорода составляет всего 3% по объему его в смеси с воздухом. Поэтому барабаны или деаэраторы после кислотной промывки осматривают с предосторожностью: предварительно их вентилируют, чтобы удалить взрывоопасную смесь водорода с воздухом. Чтобы смесь не взорвалась, нельзя вблизи работать с открытым огнем или курить. Нельзя ударять сильно о железо, чтобы не появились искры.
Кислотную очистку и последующий осмотр и работы в барабане и деаэраторах выполняют по наряду-допуску с соблюдением правил техники безопасности и в присутствии ответственного работника.

Меры безопасности при гидравлическом испытании котлов и паропроводов

Вновь смонтированным котел может быть пущен в работу с разрешения инспектора Госгортехнадзора. Он проводит техническое освидетельствование котла, наружный и внутренний осмотр и гидравлическое испытание пробным давлением, величина которого на 25% превышает рабочее давление. Если результаты наружного и внутреннего осмотра являются удовлетворительными, то монтажники начинают подготавливать котел к испытанию. Для этого предварительно проверяют его плотность путем опрессовки водой под рабочим давлением.
До начала опрессовки закрывают все лючки и лазы, предварительно убедившись, что внутри не остались люди. Проверяют исправность прокладок в соединениях и затворах лючков и лазов; гайки на затворах должны свободно навертываться на резьбу хвостовиков. Закрывают предохранительные клапаны путем заклинивания рычагов для того, чтобы они не могли открыться во время подъема давления выше рабочего.
Водоуказательные колонки отключают, осматривают арматуру и фланцевые соединения, проверяют исправность обратных клапанов и закрывают все дренажные вентили. Затем открывают воздушные краны для выпуска воздуха и наполняют котел водой. Воздух должен быть полностью вытеснен водой. Для предупреждения потения труб и барабанов воду предварительно подогревают до температуры на 30—35°С выше, чем в помещении.
Для наблюдения за процессом наполнения и своевременного обнаружения течи расставляется персонал на разных площадках котла. При появлении течи или неплотности наблюдающий немедленно отмечает ее мелом и сообщает об этом мастеру, который руководит опрессовкой.
Когда из воздушных кранов появится вода, то это значит, что котел полностью наполнен водой. Краны закрывают и начинают медленно и равномерно поднимать давление воды. При давлении в 5 кг/см2 проводят первый полный осмотр котла.
Если дефекты не будут обнаружены, то давление осторожно доводят до рабочего. По мере приближения давления к рабочему его подъем постепенно .замедляют.
Сварные швы и части котла обстукивают молотком весом 1,5 кг и проверяют, нет ли течи или неплотностей. Нельзя применять кувалды или другие тяжелые инструменты. Нельзя стучать по вальцовочным соединениям.
В процессе опрессовки на котле нельзя что-либо исправлять, в особенности молотком или другими инструментами. Нельзя приваривать детали или заваривать неплотные места.
Рабочее давление поддерживают в течение 20—30 мин. Если .давление по манометру не снизится за это время и не будет обнаружено признаков разрыва, течи, выхода воды через заклепочные швы, появления слезок и потения в сварных швах, то результаты опрессовки считаются удовлетворительными. 

Если монтаж выполнен с высоким качеством, то опрессовка заканчивается с одного-двух наливов воды в котел. Вода из котла сливается. Составляют акт, в котором указывают дату, давление и продолжительность опрессовки, состояние котла.
Паропроводы от котла к турбине испытывают отдельно. Паропроводы плотно отключают на концах участка с помощью арматуры, а если нет уверенности в ее плотности, то заглушками. Давление в паропроводе доводится до рабочего и выдерживается в течение 5 мин. Если оно не снизится, а в сварных швах и в арматуре не обнаружатся разрывы, течи, мелкие капельки воды, то результаты опрессовки считаются удовлетворительными.
Гидравлическое испытание котла повышенным давлением выполняют под наблюдением инспектора Госгортехнадзора. Давление воды медленно и равномерно поднимают выше рабочего на 25% и держат котел под этим давлением в течение 5 мин. Затем давление снижают постепенно, и котел тщательно осматривают. Если давление не снизится за контрольное время (5 мин) и не появится течи, признаков разрыва, неплотности в вальцовочных соединениях, слезок или потения в сварных швах, то считают, что котел выдержал испытание.

Меры безопасности при паровом опробовании котла

Опробование котла на паровую плотность и продувку паропроводов и других линий выполняют непосредственно после очистки котла от загрязнений, осветления воды и гидравлических испытаний. Основная задача продувок — удалить наиболее тяжелые частицы грата, окалины и др., оставшиеся после промывок котла. Продувка осуществляется паром, который получается в котле при его первой пробной растопке.
Во время пробной растопки котла должны соблюдаться также меры безопасности, что и при обычной растопке (см. §11). Однако пробная растопка является весьма ответственной как в технологическом процессе, так и в отношении безопасности.
Пробную растопку можно начинать с разрешения лица, ответственного за готовность и состояние котла и его вспомогательного оборудования — главного инженера монтажа. Котел растапливает эксплуатационный персонал котельного цеха.
Перед растопкой котла тщательно проверяют:
исправность предохранительных клапанов на паровом пространстве котла, водяном экономайзере и взрывных клапанов на топке и газоходах;
исправность арматуры и водоуказательных приборов;
сняты ли заглушки, отсоединяющие котел от паропровода или трубопровода горячей воды, от линий продувки и дренажа;
наполнен ли котел до низшего уровня и заполнен ли экономайзер водой.
Перед закрытием люков и лазов котла проверяют, нет ли людей или посторонних предметов внутри топки, газоходов, внутри барабанов и других резервуаров.

Во время растопки котла, а также при неустановившемся то почном режиме нельзя стоять против гляделок, лазов и форсуночных окон. Необходимо одевать защитные очки как при разжигании форсунок, так и при наблюдении за факелом. Гляделки, лазы, шлаковые и золовые шиберы следует открывать медленно и осторожно. В зоне этих устройств должно находиться как можно меньше рабочих.
При достижении рабочего давления в котле регулируют предохранительные клапаны на давление согласно нормам (см. §11). Эта операция выполняется в присутствии ответственных лиц: производителя монтажных работ, начальника цеха эксплуатации и представителя завода-изготовителя. Предохранительные клапаны при первом открытии могут повредиться окалиной, гратом, песком из подводящих труб. Поэтому их предварительно продувают при давлении на котле 0,5—0,6 от рабочего. Категорически запрещается заклинивать рычаги предохранительных клапанов, подвешивать добавочный груз, перемещать груз рычага или нагружать пружины клапана дополнительным натягом.
В процессе парового опробования котел должен быть немедленно остановлен, если:
в заклепочных швах, вальцовках труб обнаружатся течи;
в трубах котла появятся трещины, течи, разрывы;
в котле замечаются непонятные явления: шум, удары, стук.
Во время парового испытания котла рабочим рекомендуется избегать мест вблизи фланцевых соединений и арматуры паропроводов, предохранительных клапанов, люков, лазов и других мест, где возможны случайные ожоги и травмы из-за нарушения плотности соединения и выброса теплоносителя.
Продувочный выхлопной паропровод надежно крепится на временных опорах и выводится за пределы здания. Продувочный паропровод во время продувки имеет очень высокую температуру, что опасно в пожарном отношении. О времени продувки извещают местную пожарную часть и принимают профилактические меры (убирают пожароопасные и сгораемые материалы и вещества, приводят в готовность противопожарный инвентарь).
Для наблюдения за поведением паропроводов на трассе расставляют монтажных рабочих. Территория в зоне паропровода и выхода пара огораживается. Специальные наблюдатели ограничивают доступ людей в эту зону.
Во время продувки паропровода реакция струи пара, выходящего с большой скоростью, создает значительные усилия на паропровод в направлении, противоположном движению пара. По этому рабочим запрещено находиться во время продувки в противоположном конце от выхода пара.

  Меры безопасности при пробном пуске паровых турбин

Перед пробным пуском паровой турбины заливают масло в масляную систему, проверяют плотность маслопроводов и очищают их от оставшихся загрязнений. Эта работа связана с опас ностью загорания масла в случае его течи. Поэтому приводится в готовность противопожарный инвентарь. Случайный разлив масла, течи немедленно устраняют. Пуск турбины производится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Категорически запрещается повышать число оборотов турби ны, если в ее работе и в работе отдельных узлов замечены вибрация, выбивание масла из подшипников, утечка масла, парение из концевых уплотнений, ненормальный шум и нагрев подшипников. В этих случаях турбина должна быть остановлена.
Запрещается работа турбины с неисправным автоматом безопасности. При испытании автомата безопасности соблюдают необходимые меры предосторожности против разноса турбины.
Во время пробных пусков турбины запрещается присутствовать посторонним лицам на месте испытаний. Монтажная площадка должна быть хорошо убрана, освещена, свободна для обслуживания. Не допускается скопления смазочного масла, вытекающего из подшипников или из неплотностей маслосистемы. Контрольно-измерительные приборы хорошо освещаются.
Когда требуется устранить дефект во вращающемся механиз ме, например насосе, то необходимо вначале отсоединить электродвигатель от насоса путем разъединения полумуфт, предварительно убедившись, что напряжение с электродвигателя снято.

Контрольные вопросы

  1. В чем состоят особенности условий труда на монтаже котлов и турбин?
  2. Каков порядок выполнения действий при сигнализации знаками на монтаже? Как стропуются длинномерные грузы?
  3. В чем состоят меры безопасности при предпусковой очистке котлов?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Правила техники безопасности при обслуживании теплосилового оборудования электростанций. Энергия, 1966.
  2. О дополнениях и изменениях Правил техники безопасности при обслу живании теплосилового оборудовании электростанций. Решение № ТБ-1/68, Энергия, 1968.
  3. Сборник Правил и Руководящих материалов по котлонадзору. Недра, 1969.
  4. Правила техники безопасности при обслуживании тепловых сетей. Энергия, 1966.
  5. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей. Энергия, 1969.
  6. Правила техники безопасности для персонала химических цехов электростанций и сетей. Энергия, 196Б.
  7. Основные требования научной организации труда при проектировании предприятий, технологических процессов и оборудования. НИИтруда, 1967.
  8. Пособие для изучения правил технической эксплуатации электрических станций и сетей. Энергия, 1964, 1966.
  9. Федосеев С. Л., Капусто И. А., Шипин Н. А. Монтаж котель ных агрегатов электростанций. Энергия, 1967.
  10. Воронина А. А., М о т у с к о Ф. А., Семенов В. И. Техника безопасности и противопожарная техника. Ч. I и II, ВЗЭИ, 1964.
  11. Воронина А. А., Шибенко Η. Ф. Техника безопасности при ра боте в электроустановках. Высшая школа, 1968.
  12. Правила безопасности в газовом хозяйстве. Недра, 1970.