Содержание материала

Меры безопасности при ремонте турбин

Ремонтные работы в турбинном цехе связаны с подъемом, перемещением, переворачиванием (кантовкой) тяжелых деталей и узлов. Эти работы выполняют с помощью такелажных приспособлений (см. § 7).
Цилиндры турбин вскрывают после того, как их температура понизится до 70—80°С. Перед вскрытием верхней половины цилиндра (крышки) убеждаются, что все гайки сняты с болтов. Чтобы оторвать верхнюю крышку от нижней половины, ее приподнимают на несколько миллиметров отжимными болтами.
Строповка и такелажные приспособления для подъема крышек цилиндров высокого давления турбин
Рис. 50. Строповка и такелажные приспособления для подъема крышек цилиндров высокого давления турбин

Для подъема крышки турбины применяют такелажные приспособления (рис. 50). Стропы 1 и цепи надевают на заранее
определенные места 2: на приливы и проушины крышек. Чтобы диафрагмы не задевали за бандажи ротора турбины, крышку выверяют по уровню, вращая винтовые стяжки 3 (тальрепы) крюка.
При подъеме проверяют равномерность перемещения крышки относительно фланца нижней половины цилиндра, чтобы не было перекоса и задеваний ее за бандажи. Подъем выполняют по команде одного ответственного лица. Запрещается во время подъема класть руки на фланец нижней половины цилиндра под поднимаемую крышку.
Ротор турбин вынимают также с помощью специальных подъемных приспособлений (рис. 51). Перед подъемом тщательно проверяют надежность строп.
Такелажные приспособления для подъема роторов цилиндра высокого давления
Рис. 51. Такелажные приспособления для подъема роторов цилиндра высокого давления:
1 — труба диаметром 194-8, 2 — кронштейн, 3 — вилка, 4 — катушка, 5 — валик, 6 — канаты, 7 — крюк мостового крана, 8 —винт тальрепа, 9 — стяжка тальрепа, 10 — ротор высокого давления

Чтобы сохранить горизонтальное положение ротора, его концы отрывают от шеек вкладышей одновременно. При подъеме горизонтальность ротора регулируют, вращая тальрепы.
Проворачивание роторов вручную при центровке выполняют по команде одного человека. Перед началом проворачивания рабочий должен устойчиво встать ногами на горизонтальный фланец турбины. Подошвы ботинок должны быть чистыми и сухими, чтобы не было скольжения. Если ротор проворачивают с помощью крана, то опасность возникает при разрыве натягивающего троса. Поэтому запрещается стоять под этим тросом.
Роторы обычно балансируют пробными грузами на балансировочном станке. Ротор вращают от вспомогательного электродвигателя, соединенного с ним через подвижную муфту (ременная передача запрещена), которая при необходимости легко может быть расцеплена на ходу. Против мест крепления пробных грузов, применяемых для балансировки, устанавливают оградительные щитки.
Подшипники вскрывают с помощью такелажных приспособлений. Крышки и вкладыши подшипников стропуют за рымы, ввернутые в металл крышки (вкладыша) до отказа.
При центровке ротора турбины, чтобы сместить его в ту или другую сторону, опустить или поднять, под колодками вкладыша подшипника меняют подкладки. Для замены подкладок ротор надо приподнять, а вкладыш вынуть из расточки корпуса.
Ротор следует приподнимать с помощью скобы, прочно установленной на разъеме подшипника. Вкладыш выворачивают за рымы ломиком. Запрещается браться за края вкладыша руками во избежание увечья пальцев при соскальзывании вкладыша. Прежде чем заменить прокладки под колодкой, вкладыш надежно укрепляют. Нельзя эту работу выполнять, если вкладыш не закреплен, находится «на весу».
При разрушениях в баббитовой заливке подшипника его перезаливают. Баббит — это антифрикционный сплав, применяемый для уменьшения износа шеек вала ротора. В его состав входит олово и свинец, вредно действующие на человека.
Перед перезаливкой из вкладыша удаляют старую заливку, выплавляя ее на медленном огне. Поверхность вкладыша очищают шкуркой. Для удаления масла вкладыш опускают в кипящий 10%-ный раствор каустической соды (на 5—10 мин) или 10—15%-ный раствор едкого натра, нагретого до 80—90°С. Перед лужением поверхность вкладыша протравливают крепкой серной или соляной кислотой. Эту работу выполняют в производственной одежде, резиновых рукавицах, очках, соблюдая соответствующие меры предосторожности (см. § 17).

Меры безопасности при разборке устройств регулирования

При разборке автоматического стопорного клапана возникает опасность травмы из-за быстрого распускания пружины с большой ударной силой. Поэтому нажим пружины ослабляют постепенно. Вначале отвертывают два диаметрально противоположных болта на разъеме колонки и устанавливают вместо них две удлиненные шпильки с нарезкой по всей длине. Затем отвертывают остальные болты, осторожно распуская пружину путем удлинения рабочей части шпильки.
Дроссельный клапан вынимают, стропуя его за навернутую до отказа соединительную полумуфту. Запрещается держать клапан за шток и края.
Когда разбирают центробежный регулятор, то его пружину ослабляют равномерно с двух сторон.

Меры безопасности при ремонте масляной системы

Как уже указывалось, к масляной системе предъявляют требования пожаробезопасности. Для обеспечения прочности маслопроводы сваривают только дипломированные сварщики дуговой сваркой, а не газовой, Качество сварных швов тщательно контролируют просвечиванием гамма-лучами.
Масляную систему и баки очищают от шлама и загрязнений паром под давлением 4—6 кг/см2. При этом резиновые шланги применять нельзя, так как резина легко портится от масла.
Масляные баки ремонтируют после их очистки. При этом должны соблюдаться правила техники безопасности при работе в резервуарах (см. § 12). Запрещена промывка масляных баков легковоспламеняющимися жидкостями. После окончания ремонтных сварочных работ маслопроводы испытывают повышенным давлением, равным 1,25 от рабочего, но не менее 18— 20 кг/см2.

Меры безопасности при эксплуатации теплообменных аппаратов

Теплообменные аппараты — паропреобразовательные и испарительные установки, подогреватели — относятся к сосудам, работающим под давлением. Их устройство, установка и обслуживание должны удовлетворять требованиям техники безопасности, изложенным в § 12. К обслуживанию этих установок допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение по правилам безопасности и проверку знаний.
Ремонт теплообменных аппаратов производится по наряду после разрешения начальника смены турбинного цеха. Перед ремонтом дежурный персонал подготавливает безопасное рабочее место: отключает аппарат со стороны смежных трубопроводов пара и воды и со стороны дренажных и обводных линий. Аппарат освобождают полностью от пара и воды. Отключающую арматуру запирают на замок и вывешивают плакат «Не включать — работают люди!». Ключи от замков хранит начальник смены. Передавая их другой смене, он записывает об этом в оперативный журнал.
Начальник смены допускает к работе ремонтных рабочих после того, как лично убедится в безопасности рабочего места. О переключениях и разрешении работать он записывает в оперативный журнал. Иногда не представляется возможным опорожнить аппарат. В этом случае давление стравливают путем ослабления части болтов фланцевого соединения со стороны, противоположной той, где находится рабочий. При этом надо соблюдать осторожность, чтобы пар или вода, выходящие через разъем фланцев, не смогли обжечь рабочих.
Прямые дренажи в атмосферу открывают полностью для того, чтобы на случай неплотности запорной арматуры пар и горячая вода не смогли скопиться в аппарате. Если дренаж отсутствует, то рабочий стравливает давление из аппарата, предварительно надев брезентовый плащ или брезентовый костюм, очки и рукавицы. Разъем фланцев ослабляют путем отвертывания гаек с болтов, но не снимают гайки до тех пор, пока давление в аппарате не станет равным нулю.
По окончании работ ответственный руководитель, производитель работ и начальник смены цеха убеждаются в том, что все работы окончены, инструмент убран, заглушки сняты, а рабочие убрали и оставили рабочее место. После этого с вентилей и задвижек можно снять замки. Болты фланцевых соединений подтягивают при давлении не выше 4 кг/см2, чтобы не сорвать шпилек.
Теплообменные аппараты включает в работу начальник смены после закрытия наряда и сообщения от начальника цеха или его заместителя о том, что ремонт окончен и люди удалены.