Содержание материала

Такелажные работы с применением грузоподъемных машин и механизмов

Такелажные работы — это подъем и перемещение тяжелого оборудования при ремонте и монтаже. Как правило, подъем груза более 60 кг на высоту более 3 м осуществляют с помощью механизмов: малых домкратов, лебедок, подъемников, талей, блоков, полиспастов и более крупных — кранов, тельферов. Вспомогательными приспособлениями при них являются цепи, тросы, канаты, крюки, стропы, захваты.
На электрических станциях во время монтажа и ремонта котлов, турбогенераторов и другого оборудования применяют крупные грузоподъемные машины и механизмы: мостовые краны, тельферы. Эти машины должны содержаться и эксплуатироваться в строгом соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (Госгортехнадзор, 1969) и инструкциями. Машины ежегодно испытывают на прочность и устойчивость. Результаты испытаний вписывают в шнуровую книгу, имеющуюся для каждой машины. Инспектор Госгортехнадзора дает письменное заключение в шнуровой книге о возможности дальнейшей эксплуатации машины.
Не реже одного раза в 10 дней специально прикрепленный электромонтер осматривает кран (тельфер) и результат осмотра вписывает в журнал.
Наименование, номер, грузоподъемность грузозахватных и других такелажных приспособлений регистрируют в журнале, отмечают дату и результаты их испытаний и текущих осмотров. Непосредственно на крюках, захватах выбивают клеймо, а к цепям, канатам и тросам прикрепляют бирку с указанием их грузоподъемности. Грузоподъемные машины и вспомогательные приспособления с просроченным сроком испытания нельзя использовать.
К работе на кранах допускают специально обученных лиц, имеющих удостоверения на право работы в качестве крановщика.

Электрическая таль (рис. 27) смонтирована в одном корпусе с электрическим приводом.

Передвижная электрическая таль
Рис. 27. Передвижная электрическая таль с приводными тележками

Катки 1 и лебедка 5 тали приводятся в действие электродвигателями 2, управляемыми с отметки пола при помощи кнопочной станции 3 и контакторов. Таль имеет аварийные выключатели, которые ограничивают подъем крюка 4 и предотвращают его удар о лебедку. Лебедка и катки снабжены тормозами, которые должны останавливать их при отключении двигателя.
Мостовой кран (рис. 28) устанавливают в машинном зале и в котельных цехах электростанций. Он состоит из моста 4, перемещающегося на катках по рельсам 1, тележки 3 с грузоподъемной лебедкой.
Мостовой кран снабжен следующими устройствами безопасности: концевыми выключателями для автоматической остановки механизмов подъема грузозахватного органа, самого крана или тележки; ограничителями грузоподъемности и высоты; звуковой и световой сигнализацией для предупреждения людей об опасности; автоматическим выключателем тока при выходе крановщика из кабины.


Рис. 28. Мостовой кран грузоподъемностью 60 т:
1 — рельсы, 2 — кабина крановщика, 3 — тележка крановая, 4 — мост крана, 5 — крюк главного подъема, 6 — крюк вспомогательного подъема


Лебедки с электроприводом имеют надежный электромагнитный тормоз. Чтобы поднимаемый груз не сдвинул лебедку с места, на ее раму кладут балласт или закрепляют ее крепежными якорями. До начала работы моторист должен проверить исправность и устойчивость лебедки, смазку, сигнализацию, исправность тормоза и заземление ее корпуса.
Лебедки с ручным приводом имеют двойной тормоз, состоящий из ленточного и храпового устройств. При подъеме груза лебедкой на храповике устанавливают откидную собачку-защелку (рис. 29), которая дает возможность вращать ворот только в одну сторону для подъема груза и удерживает его, если груз начнет опускаться. Для опускания груза надо предварительно откинуть собачку и регулировать скорость опускания груза (не более 20 м/мин) натяжением ленты, охватывающей тормозной шкив, нажимая на рукоятку или ножную педаль. Скорость вращения лебедки не должна превышать 25 об/мин.

Вспомогательные приспособления при такелажных работах



Рис. 31. Шаг свивки: а — крестовой, б — односторонней

Для крепления груза используют канаты из стальной проволоки, пеньковых, хлопчатобумажных и синтетических волокон. Канаты для завязки грузов называются палочными, а для их подъема — грузовыми. Они должны быть очень гибкими и прочными. Стальные канаты свиты из шести отдельных проволочных прядей, в свою очередь состоящих из большого числа свитых проволочек, например, 6X61, 6X37, 6X19 и т. п. (рис. 30.) Когда пряди и проволочки свиты в канате в одном направлении, то такая свивка называется односторонней. Когда же пряди и проволочки свиты в канате в противоположных направлениях, то свивка называется крестовой.
Для гибкости каната и смазки проволочек в середине прокладывают сердечник из пеньки, пропитанный антикоррозийной смазкой.
Шаг свивки — это длина стального каната, на которой умещается число прядей, из которых он состоит (рис. 31).
Стальные канаты можно использовать при такелажных работах только в случае наличия на них паспорта-сертификата завода-изготовителя, в котором указаны данные о размерах и свивке каната, предел его прочности и результаты испытаний. Перед установкой прочность этих канатов проверяют расчетом на разрывное усилие по сертификату Р (кг)

где S — наибольшее натяжение каната, кг,
k = 4—6 — коэффициент запаса прочности каната; принимается согласно нормам; для подъема людей k = 9,0.

В процессе эксплуатации проволочки каната необходимо предохранить от перетирания и разрыва. Разматывая канат, нельзя допускать его заломов, петлеобразных перегибов, которые ведут к разрыву проволочек (рис. 32).
По мере износа или от случайных повреждений отдельные проволочки, из которых состоит стальной канат, обрываются. 

Рис. 32. Заломы и скрутки, не допустимые при разматывании стальных канатов

Если обрывы находятся в разных местах по длине стального каната, то это не представляет опасности. Когда же число оборванных проволочек на одном шаге его свивки превысит допустимую норму, установленную правилами Госгортехнадзора, то такой канат бракуют (табл. 9). Его уже нельзя использовать для подъема груза.

Таблица 9
Число обрывов проволочек на длине шага свивки, при котором канат бракуется


Число проволочек в канате

Тип свивки

Число обрывов проволочек при коэффициенте запаса прочности

до 6

свыше 6 до 7

свыше 7

6x61=366

Крестовая

36

38

40

 

Односторонняя

18

19

20

6x37=222

Крестовая

22

26

30

 

Односторонняя

11

13

15

6x19=114

Крестовая

12

14

16

 

Односторонняя

6

7

8

Стальной канат бракуют также, когда он имеет коррозию или износ 40% диаметра проволочек или когда оборвана одна из прядей.

Рис. 33. Крепление концов каната: а — заплеткой, б — клиновыми сжимами. в — соединителем по методу обжатия; 1 — коуш, 2 — канат

Пеньковые и хлопчатобумажные канаты применяют для оттяжек при подъеме и перемещении небольших грузов с помощью механизмов с ручным приводом. Эти канаты должны соответствовать требованиям ГОСТ и иметь бирку, в которой указывается предел прочности и усилие на разрыв. Концы канатов нельзя оставлять незаделанными: они разовьются. На конце каната обычно делают петлю (рис. 33) и закрепляют заплеткой длиной Е=0,40—1,1 м в зависимости от диаметра каната или сжимами. Чтобы проволоки в петле не перетирались, в нее вставляют коуш-проушину из стальной полосы, выгнутой в виде желоба, на которую надевается петля.
Для подвязки груза без узлов применяют стропы. Стропами (рис. 34) называются недлинные отрезки гибких канатов с числом проволочек 6X61 или 6X37, концы которых имеют либо петли с заплеткой или сжимами, либо крюк, либо просто одну заплетку.
Груз поднимают с помощью крюка. Центр тяжести груза должен находиться в середине между захватами стропа. Для регулировки натяжения грузовых канатов и приведения груза в горизонтальное положение служат простые устройства — талрепы, т. е. стяжки. Талреп имеет натяжные винты с правой и левой нарезкой и кольца по концам для присоединения к грузовому канату (рис. 35). Чтобы строп не соскочил с крюка, на котором поднимается груз, рекомендуется применять безопасные крюки с замком (рис. 36).

Правила безопасности при такелажных работах с применением грузоподъемных машин и механизмов

Такелажные работы являются опасными и выполняются специально обученными лицами, имеющими удостоверение, под руководством опытного работника.


Рис. 34. Типы стропов:
a — одинарный, б — одинарный с одной петлей, в — одинарный с двумя петлями, г — кольцевой универсальный, д — с петлей и крюком, е — с двумя крюками, ж — со свободным крюком

Рис. 35. Талреп сварной конструкции:
1 — корпус, 2 — винт с левой нарезкой, 3 — винт с правой нарезкой, 4 — гайки


Завязка грузов стропами или чалочным канатом называется застроповкой. Рабочие, обвязывающие груз стропами и палочными канатами и подвешивающие его к крюку грузоподъемной машины, называются стропальщиками. Когда груз поднимают с помощью различных захватных устройств, его нет необходимости обвязывать. Подвешивание груза без предварительной обвязки выполняют зацепщики. Стропальщики, зацепщики, крановщики допускаются к работе после медицинского освидетельствования. Их возраст должен быть не менее 18 лет. Они обучаются по специальной программе и аттестуются квалификационной комиссией. До подъема груза ответственное лицо или мастер, а в особо ответственных случаях начальник цеха проверяют устойчивость подъемного механизма и прочность крепления самого груза. Он осматривает подъемный механизм и вспомогательные приспособления, убеждается в их соответствии поднимаемому грузу.
На подъемном механизме должна быть бирка с отметкой о допустимой нагрузке и датой следующего испытания. Превышать эту нагрузку нельзя. Если груз перемещают над работающими агрегатами, то работой руководит либо начальник цеха, либо его заместитель, либо старший мастер.
Грузы, подвешиваемые к крюку,
прочно обвязывают чалочным канатом или стропами равномерно, без узлов и перекруток. Подъем их должен производиться строго отвесно. Косое натяжение троса запрещается. Нельзя поднимать примерзший или засыпанный груз. Захват груза стропом разрешен за специальные ушки-рымы или другие захватные приспособления. Нельзя захватывать груз за случайные места, выступы. Нельзя поднимать груз в неустойчивом состоянии, в таре, заполненной выше ее бортов.
Запрещено выводить из действия тормоза, концевые выключатели, сигнализацию и другие устройства безопасности на грузоподъемных машинах.
Посторонних лиц удаляют из опасной зоны и вообще от места работы. Запрещено находиться людям под перемещаемым грузом — это опасная зона.
Место работы хорошо освещают при помощи прожекторов заливающего света или ламп накаливания мощностью 200— 300 Вт в зеркальной арматуре. Прожекторы располагают над рабочей площадкой на высоте не менее 6 м на металлических опорах. Освещенность рабочего места должна соответствовать «Нормам электрического освещения строительных и монтажных работ» (СН-81-60).

Перемещение тяжестей вручную

Предельная норма переноски тяжести вручную составляет: 10 кг для подростков от 16 до 18 лет женского пола и 16 кг —  мужского пола (подростков до 16 лет не допускают к такелажным работам); для женщин старше 18 лет — 20 кг, для мужчин — 50 кг.
Для облегчения труда при переноске тяжести применяют вспомогательные приспособления: роликовый лом, роликовые дорожки, рольганги, слеги.
Баллоны, бачки с горячей мастикой перемещают на тележках и тачках. Бутыли с химикатами, кислотой переносят в корзинах с ручками и только на короткие расстояния. Для разгрузки округлых предметов (труб, бочек) с автомашин и платформ используют наклонные (покатые) настилы из досок толщиной не менее 50 мм или бревен диаметром 150 мм.
Работы, связанные с перемещением тяжестей вручную, выполняют под руководством ответственного лица. Вспомогательные приспособления должны быть в исправном состоянии, до начала работы осмотрены, проверено их состояние и соответствие весу груза. Канаты и веревки не должны иметь перетертых волокон, размочаленных и ослабленных прядей. Во избежание увечья рабочий всегда находится в стороне от перемещаемого груза. Нельзя стоять под грузом и оставлять его на наклонной плоскости.
Груз, снятый с автомашины, можно убирать после окончания разгрузочных работ, но не одновременно с разгрузкой. Если убирают бочки, то их подталкивают возле обручей, но не за кромку. При уборке старых досок надо предварительно загнуть на них острые скобы, гвозди.
Погрузо-разгрузочную работу рабочие выполняют в производственной одежде, в рукавицах, глаза защищают очками.

Контрольные вопросы

  1. В чем состоят правила безопасности при работе на высоте?
  2. Каковы основные требования безопасности к слесарному, электрифицированному и пневматическому инструментам?
  3. Назовите устройства безопасности, которыми оборудованы электрическая таль, мостовой кран и лебедки.
  4. В каких случаях бракуются стальные канаты?
  5. Каковы правила безопасности при такелажных работах?
  6. Каковы предельно допустимые нормы перемещения тяжестей вручную для подростков?