§ 9. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ВРАЩАЮЩИХСЯ МЕХАНИЗМОВ И ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ
Меры безопасности при обслуживании
Вращающиеся и движущиеся механизмы на тепловых электростанциях — это приводные валы и ленты ленточных конвейеров топливоподачи, насосы, вентиляторы, дымососы, валы и муфты электродвигателей, валы турбогенераторов и возбудителей.
Эти механизмы представляют большую опасность для человека. При вращении валов или упругих деталей, доступных для прикосновения, возможно захватывание валом или деталью одежды. Одежда может зацепиться за движущуюся ленту конвейера ленточного транспортера. В обоих случаях неизбежно будет причинена серьезная травма и даже увечье.
По правилам доступ к движущимся и вращающимся механизмам во время их работы должен быть прегражден. Для этого приводы помещают либо на недоступной высоте, либо под полом. Если движущиеся и вращающиеся механизмы расположены на высоте менее 2 м от рабочей площадки, то их следует ограждать. Ограждения выполняют из сеток с ячейками 25Х25 мм или из металлических листов (рис. 37). Их укрепляют на шарнирах и запирают на замок.
Рис. 37. Схема ограждений натяжного и отклоняющего барабанов наклонного ленточного конвейера:
1 — натяжной барабан в двух положениях, 2 — отклоняющий барабан, 3 — лента; штриховка означает ограждение
Запрещается даже кратковременная работа без предохранительного ограждения или при неудовлетворительном его закреплении. Ленточные конвейеры ограждаются перилами (рис. 38).
Рис. 38. Схема установки перил вдоль ленточного конвейера
Запрещается:
перелезать через движущиеся ленточные и пластинчатые транспортеры и передавать через них предметы; можно пользоваться только переходными мостиками;
по ходу ленты очищать от налипшего топлива барабаны и близлежащие к ним участки лент; для этого имеются специальные очистители, установленные на сбрасывающих и направляющих тележках;
пускать механизмы при снятых ограждениях, снимать ограждения до остановки электродвигателя, заходить или протягивать руки за ограждения;
поправлять на ходу буксующие ленты или ремни, смазывать ролики транспортеров на ходу.
Меры безопасности при ремонте
До начала ремонта начальники смены электрического и соответствующего тепломеханического цехов, ответственный руководитель и производитель работы проверяют лично надежность отключения электродвигателя от сети и самого механизма от оставшихся в работе. Питающий кабель должен быть отсоединен. Его концы закорочены и заземлены. Полумуфты на приводном валу разъединяют так, чтобы работающий видел зазор. На отключающей аппаратуре вывешиваются плакаты «Не включать — работают люди!», а на месте работы — «Работать здесь!».
Перед тем как разобрать вращающийся механизм, еще раз убеждаются в том, что он отключен от действующего оборудования (вентилями, задвижками, шиберами и т. п.). В оперативном журнале дежурного записывается, для каких работ и по чьему требованию отключен вращающийся механизм.
Для опробования механизма после ремонта электродвигатель включают с большими предосторожностями. Устанавливают на место предохранительные ограждения, удаляют с места работы людей и сдают наряд. Начальник смены цеха и ответственный руководитель работ проверяют рабочее место, убеждаются в том, что нет угрозы ни людям, ни оборудованию и о предстоящем опробовании записывают в журнал. После этого разрешается включать электродвигатель. Если ремонт требуется продолжить, то вновь выполняют все мероприятия по технике безопасности, указанные в наряде.
Электродвигатель вращающегося механизма ремонтирует персонал электрического цеха.