Содержание материала

§ 14. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ТУРБИН

Предотвращение загораний турбинного масла

Для смазки и охлаждения подшипников опор турбин в качестве рабочей жидкости в системе регулирования применяется турбинное масло, имеющее температуру вспышки порядка 120—140°С. Система маслопроводов проходит в зоне сильно нагретых поверхностей. Поэтому правила техники безопасности  требуют особой предосторожности при устройстве и обслуживании масляного хозяйства турбины.
Корпуса турбин, трубопроводы, арматуру и другие горячие поверхности тщательно изолируют, а вблизи маслопроводов изоляцию покрывают металлическими кожухами для того, чтобы на нее не попало масло. Опасные участки маслопроводов с давлением более 7 ат заключают в специальные плотные металлические коробы с сальниками в месте вывода труб из короба. В коробе собираются утечки масла, которые затем дренируют в канал.
Вне короба маслопровод отделяется экраном от горячей поверхности. Фланцевые соединения закрывают кожухами.
Маслопровод не должен вибрировать, иначе нарушаются его соединения и масло начнет вытекать. Маслопроводы укладывают на амортизаторах, прочно укрепляют. В случае когда маслопровод начнет сильно вибрировать, турбину необходимо аварийно остановить и устранить причины вибрации.
При воспламенении масла у турбины и невозможности быстро его погасить выбивают автомат безопасности и отключают турбину. Аварийный слив масла из системы маслопроводов (в случае, например, пожара) производят в специальный бак. Масло забирают из зоны, где невозможно его загорание. Полы помещения турбинного цеха должны быть сухими и чистыми. Пролитое масло немедленно насухо вытирают.

Меры безопасности при работах с огнестойкой жидкостью иввиоль

В системах регулирования мощных турбин вместо турбинного масла используют огнестойкую жидкость иввиоль. Она очень ядовита и действует на нервную систему человека, вызывая паралич.
Отравление иввиолью может наступить:
при попадании ее в желудочно-кишечный тракт с пищей, водой, при курении;
путем проникновения ее через кожу человека;
при вдыхании паров и аэрозолей.
Поэтому при работах, связанных с иввиолью, соблюдают особые меры предосторожности.
К работам, при которых возможен контакт с огнестойкой жидкостью, допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие специальное медицинское освидетельствование, хорошо усвоившие меры безопасности при работах с иввиолью, одетые в специальный костюм с фартуком, обувью, нарукавниками, перчатками и головным убором. В этой спецодежде запрещается курить, переносить и принимать пищу, уходить с рабочего места.
Работа производится по наряду. При перерывах в работе и после ее окончания спецодежду, прежде чем снять, несколько  раз моют горячей водой с мылом или тринатрийфосфатом. Перчатки моют как можно чаще, чтобы не переносить иввиоль на другие предметы. Перед уходом из зоны, в которой работают с иввиолью, тщательно обмывают обувь в специальных ванночках. Для этой цели около турбины предусмотрены умывальники и ванночки с горячей и холодной водой, снабженные локтевыми кранами. Перед приемом воды и пищи моют руки и лицо. Если иввиоль попала на кожу, ее удаляют салфетками, а потом смывают горячей водой с мылом.
Для отмывки деталей регулирования, арматуры, приборов и т. п. от иввиоли устраивают особый бак, в который подводится пар, горячая вода, воздух и моющие средства — 10%-ный раствор тринатрийфосфата, эмульгатор ОП-7, керосин.
Инструменты, приспособления, тара, поддоны, ведра и т. п. после работы отмывают. Они не могут использоваться для других работ, снабжаются отличительной окраской и надписью «Токсично» и хранятся отдельно.
Отходы иввиоли, обтирочных материалов, обмывочная вода, керосин и т. п. собираются в особые емкости или тару, обезвреживаются или сжигаются в топке котлов.
Если иввиоль попала на горячие поверхности и дымит, персонал обязан надеть противогазы и немедленно устранить утечку иввиоли или остановить дефектное оборудование.
Очистку от иввиоли баков и крупных емкостей производят также в противогазах.
Полы, лестницы, поручни, штурвалы задвижек и элементов регулирования около турбины еженедельно протирают моющими средствами, а если проводились работы, связанные с иввиолью, уборку и мойку делают по окончании работы ежедневно. Так же тщательно обтирают ветошью, а затем моют столы, верстаки, измерительные приборы, инструмент и детали, которые могли подвергнуться заражению этой жидкостью.
Использованную ветошь немедленно убирают в металлический запирающийся ящик, а затем уничтожают.
Спецодежду и нательное белье, в которых работают с иввиолью, из рабочих помещений выносить запрещается. Их хранят в шкафчиках отдельно от другой одежды и стирают не реже раза в неделю в специально оборудованном помещении, имеющем сборник загрязненной воды.
Особую осторожность следует соблюдать в период пусковых и наладочных испытаний.

Останов турбин в аварийных случаях

По правилам техники безопасности при явных угрожающих признаках аварии необходимо немедленно отключить турбину при помощи автомата безопасности, а при его отказе — путем быстрого закрытия стопорного клапана и главных паровых задвижек. Машинист турбины подает на пульт управления сигнал «Машина в опасности», по которому генератор отключают or сети.
Турбину немедленно отключают при:
возникновении сильной вибрации, которая свидетельствует о повреждении проточной части, прогибе ротора, вылете лопаток;
гидравлическом ударе, признаком которого является резкое снижение температуры пара, появление из вестовых труб влажного пара, шум и удары в цилиндре турбины;
появлении дыма из подшипников и генератора (повышение температуры подшипников до 75°С весьма опасно);
понижении уровня масла в баке ниже предельного;
осевом сдвиге турбины свыше предельно установленного;
понижении вакуума до аварийной величины (450—500 мм вод. ст. на разгруженной турбине) и чрезмерном нагреве выхлопной части турбины;
отклонении параметров свежего пара от установленных норм.
Если скорость вращения турбины повысилась до величины, на которую настроен автомат безопасности, а последний не срабатывает, то турбину немедленно отключают путем закрытия стопорного клапана и главных задвижек.
Автомат безопасности срабатывает при превышении числа оборотов турбины на 10—12% выше номинального. Исправность действия автомата безопасности периодически проверяют под руководством ответственного работника в следующих случаях: один раз в 4 месяца при нормальной эксплуатации; после длительной стоянки (более 1 месяца); после ремонта системы регулирования.

Рис. 49. Автомат безопасности:
1 — бойки кольцевого типа, 2 — гайка для изменения натяга пружины; 8, 3 — палец, 4 — тарелка для упора пружины, 5 — вал насосной группы, 6 — ось крепления пальца, 7 — втулка, 8 — пружина, прижимающая боек к втулке, 9 — камера для подачи масла при испытании автомата без повышения оборотов

  Автомат безопасности (рис. 49) — это регулятор, у которого груз (боек или кольцо) находится в состоянии покоя при любом числе оборотов меньше предельно допустимого. Груз удерживается пружиной. Натяжение пружины равно центробежной силе при предельно допустимом числе оборотов. Как только число оборотов превысит предельное (110—112% от нормального), груз мгновенно перемещается на 5—6 мм и рычажный или гидравлический передаточный механизм закрывает стопорный клапан в течение 0,2—0,3 сек.
Автомат безопасности испытывают на холостом ходу турбины при открытом стопорном клапане и при закрытых главных паровых задвижках перед ним. Генератор отключен от сети.
Перед испытанием автомата проверяют вручную исправность передаточного механизма и быстроту посадки стопорного клапана путем нажатия на кнопку или рычаг ручного отключения автомата. Если стопорный клапан закроется мгновенно, то это указывает на отсутствие заеданий.
После этого проверяют работу автомата безопасности повышением числа оборотов. Ответственное лицо наблюдает за Скоростью вращения ротора турбины по тахометру. У автомата безопасности, стопорного клапана и главной паровой задвижки стоят наблюдающие. В случае отказа автомата безопасности турбину отключают вручную воздействием на стопорный клапан.
У современных турбин имеется устройство для испытания автомата безопасности без повышения числа оборотов турбины, работающей в это время под нагрузкой.
При останове турбины на ремонт выполняют технические и организационные мероприятия по технике безопасности, указанные в §8. Остановленную турбину, нуждающуюся в ремонте, отключают от общих паропроводов задвижками, которые запирают на цепи с замком. Вывешивают на них плакаты «Не включать — работают люди!». Во фланцевом соединении трубопровода ставят заглушку с хвостовиком. Если на паропроводе смонтированы задвижки не на фланцах, а на сварке, то отключают две последовательно включенные задвижки, а между ними открывают дренаж в атмосферу. Приводы задвижек на паропроводах и вентилей на дренажных линиях запирают на замок, снимают с них напряжение электрического тока.