Содержание материала

Глава 7
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА ПРИ ВЫБОРЕ ПЛОЩАДОК
Вывод о предпочтительности той или иной площадки можно сделать только в результате тщательного изучения. Для этого нужно уметь определять ценность каждой площадки. В этой главе будут рассмотрены следующие вопросы:
что понимается под ценностью площадки;
чьи оценки ценности следует использовать;
как определить ценность площадки;
как следует поступать, когда получено несколько несовпадающих значений для ценности площадки?
Эти вопросы возникают и должны быть поставлены в любой задаче размещения независимо от метода получения оценок (в том числен при применении неформализованных качественных методов). Ответы на них, однако, могут быть различны и зависят от процедуры оценки площадок.
Основное различие между той методологией, которая получила название «анализ решений», и другими методами определяется формой, в которой эти вопросы ставятся. При использовании анализа решений вопросы ставятся в явной и формализованной форме. Такие вопросы дают возможность определить обсуждавшиеся в гл. 6 воздействия, последствия которых оцениваются при выборе площадки. Эти воздействия имеют возможные последствия х для каждой площадки Sj с плотностью распределения вероятности pj (х). Ценности, которые должны быть здесь использованы, определяются заказчиком, который в § 1.2 был определен как лицо, принимающее решение,— ЛПР. Как уже указывалось, заказчик может захотеть включить в анализ оценки, отражающие структуру предпочтений других лиц или организаций. Количественное определение ценностей следует делать с помощью функции и (х), которой обозначается полезность последствия X. Функция полезности в математической форме отражает отношение заказчика к риску, позволяет сопоставлять различные ценностные соотношения между различными воздействиями, а также взглядами различных групп населения в течение всего периода воздействия. В этой главе обсуждаются методы построения функции полезности.
Если заказчик чувствует, что аксиомы и допущения анализа решений, приведенные в приложении, достаточно разумны и на них можно опираться при оценке возможных площадок, ожидаемое значение полезности Е (Uj) для каждой площадки Sj может быть рассчитано по формуле
(7.1)
Значения Е (nj) позволяют ранжировать площадки, причем большему значению Е (Uj) соответствует более предпочтительная площадка.
Можно оценить последствия при выборе площадок, используя и другие методы. Однако редко удается представить результаты в формализованном виде или устранить неопределенность, когда речь идет о социально-экономических факторах о взаимодействии с окружающей средой. Хотя оценки такого рода последствий отражают позицию заказчика, но они редко оказываются формализованными до такой степени, чтобы стала попятной его структура ценностей. При этом форма, в которой ведется обсуждение вопросов риска, ценностных соотношении и изменений последствий во времени, логически не ясна. Поскольку в этом случае ценности заказчика не формализованы, нет необходимости применять аналитические методы для идентификации структуры ценностей заказчиком. Следовательно, эти ценности должны рассматриваться совместно с воздействиями в неформализованной процедуре, не имеющей той логической и теоретической основы, которая присуща методологии анализа решений.
Вопросы количественного определений (квантификации) структуры цен- ношей» Процесс получения оценок воздействий можно расчленить на несколько этапов, о которых говорилось в § 1.4. В частности, в этой главе рассмотрены следующие этапы:
оценка воздействий при наличии нескольких целей (§ 7.2); оценка воздействий, изменяющихся во времени (§ 7.3); оценка воздействий на несколько групп населения (§ 7,4); оценка воздействий при наличии риска и неопределенности (§ 7. 5).
В каждом из указанных параграфов приводятся модели для квантификации предпочтений, оценочные процедуры для реализации принятой методологии, а также примеры для иллюстрации. Квантификация предпочтений подробнее рассмотрена в § 7.6. В § 7.2—7.6 внимание сосредоточено на способе, с помощью которого рекомендуется получать результаты решения задачи выбора площадок в случае одного заказчика. В задаче с несколькими заказчиками, описанной в § 1.2, методика нуждается в некоторой модификации. Этот случай рассматривается в § 7.7.
Основной вопрос, обсуждаемый в данной главе, является наиболее существенным при оценке альтернатив в любой задаче принятия решения. В ряде книг (например, [52], 53]) обсуждаются вопросы принятия решений в сложных ситуациях, Большое количество статей на эту тему было опубликовано в последнее время в технической литературе, например [54,55]. Приводить здесь все результаты этих работ нет необходимости. Вместо этого сделана попытка для каждого из указанных выше вопросов дать в возможно более кратком виде: ясное изложение проблемы;
представление о концепциях, необходимых для рассмотрения вопроса; краткую сводку основных теорем, используемых для решения данного вопроса;
метод оценки, необходимый для использования этих теорем; пример, иллюстрирующий использование основных теорем.
В процессе изложения будут сделаны необходимые ссылки на соответствующие исследования.