Кожевников Η. Н.

При поездках за рубеж нельзя не обратить внимание на то, что на многих уникальных действующих и строящихся технических объектах открыты музеи и проводятся экскурсии, в том числе и на объектах энергетики. Это приносит немалый доход предприятию и одновременно служит познавательным целям, утверждению престижа фирмы, являясь ее наглядной рекламой и данью памяти разработчикам и строителям объекта.
В России дело организации музеев и экскурсий на действующих престижных технических объектах по существу не развито, более того, эти предприятия являются закрытыми для посещения. Очевидно, в этом сказываются устаревшие традиции советской закрытости, секретности и строгой охраны объектов. Из известных мне организованных музеев на объектах энергетики России могу привести только Шатурскую ГРЭС, одного из первенцев плана ГОЭЛРО, но при этом экскурсии на действующую электростанцию не проводятся, реклама отсутствует, иногородних посетителей музея почти нет.
В связи с этим представляется интересным ознакомить читателей журнала с постановкой экскурсионного обслуживания туристов на примере первенца крупной гидроэнергетики США - ГЭС Hoover Dam, построенной в ущелье р. Колорадо в Калифорнии в 1931 - 1936 гг. [1] (российским энергетикам эта гидростанция была известна под названием Боулдер-Дэм [2]).
Машинный зал ГЭС Hoover Dam
Рис. 1. Машинный зал ГЭС Hoover Dam

В 1947 г. Конгрессом США эта станция была переименована в честь 31 президента США Герберта Гувера, при котором в годы американской депрессии было организовано строительство ГЭС. Установленная мощность 17 гидроагрегатов на этой станции сегодня доведена до 2080 МВт, арочная бетонная плотина имеет высоту 221,3 м, объем водохранилища 1,24 трл. м3.
Для проведения экскурсий эта станция расположена удачно, много туристов из Лос-Анджелеса посещают известный национальный парк Большой Каньон - самый глубокий (до 1800 м) каньон в мире, и одновременно знакомятся с ГЭС Hoover Dam. Ежегодно посещают эту ГЭС свыше 1 млн. туристов, в отдельные дни число экскурсантов превышает 4000 человек, экскурсии проводятся с 8 ч 30 мин до 17 ч. При станции имеется бесплатная парковка на 2000 автомашин.
Экскурсии организованы следующим образом. Прежде всего покупается билет, стоимость которого для обычного туриста 10 дол. США, для пенсионеров - 7 дол., для детей - 5 дол. При приобретении билета выдают табличку с № группы, в каждой группе по 20 человек, гид раздает экскурсантам шлемы, группы идут обычно с интервалом в 15 мин. Экскурсоводами-гидами работают, как правило, инженеры-пенсионеры, работники ГЭС.
Экскурсия начинается с осмотра исторического музея ГЭС, где представлены фотографии и схемы гидроузла и этапов проектирования, строительства и эксплуатации, демонстрируются документы и фотографии строителей, эксплуатационников и известных деятелей, посетивших ГЭС. Со строительством этой станции ознакомился в 1935 г. президент США Франклин Д. Рузвельт. Экскурсия продолжается осмотром машинного зала ГЭС (рис. 1), затем по потерне и лестнице туристы поднимаются на гребень плотины (рис. 2), снимают и сдают шлемы и идут в кинозал, где показывают кинофильм о строительстве ГЭС. Продолжительность экскурсии составляет 1,5-2 ч, в конце маршрута расположено небольшое кафе с кофейными автоматами и бутербродами. Экскурсанты получают бесплатно проспекты ГЭС, разрешается фотографировать все объекты ГЭС.
Доход от проведения экскурсий по объектам ГЭС составляет свыше 5 млн. дол. в год, так в США энергетики делают свой бизнес на экскурсиях.
Другим примером использования туризма на объектах гидроэнергетики является строительство в Китае уникальной ГЭС на р. Янцзы “Три ущелья” мощностью 12 тыс. МВт. В августе 2000 г. это строительство посетила делегация энергетиков России. Члены делегации дали высокую оценку качеству и темпам строительства, осуществляемого с использованием передовой техники и технологии; на стройке хорошо организованы прием туристов и их экскурсионное обслуживание, чего на строительстве крупных технических сооружений в Советском Союзе никогда не проводилось, а строительные площадки были вообще закрытыми для посещения экскурсантов.
В Китае туризм и ознакомление со строительством грандиозной ГЭС развернуты очень широко и уже сегодня приносят немалый доход, используемый для финансирования строительства. Уже на стадии проектирования гидроузла был предусмотрен массовый прием туристов, в г. Ичан намечено строительство международного аэропорта с пропускной способностью до 1,4 млн. пассажиров в год для приема туристов из всех стран мира [3].
Во многих случаях организовать экскурсионное обслуживание электростанций в России, безусловно, возможно и целесообразно. Конечно, не все эти объекты вписываются в существующую схему туристских маршрутов. Но есть примеры удачного расположения электростанций вблизи освоенных туристских маршрутов, например, Загорская ГАЭС, которая находится недалеко от Троице-Сергиевой лавры, активно посещаемой туристами, и рядом со старинной Богородской фабрикой резьбы по дереву с интересным музеем.
Конечно, организация туристических экскурсий на электростанциях потребует определенных затрат на создание музея, его оформление, издание проспектов и организацию сервиса. Но при этом нельзя забывать и о техническом престиже России и сохранении памяти о строителях электростанций. За рубежом при каждом уникальном сооружении обязательно есть музей для посещения туристов.
Бетонная арочная плотина Hoover Dam
Рис. 2. Бетонная арочная плотина Hoover Dam

В России создатели этих уникальных сооружений часто преданы забвению, и особенно в последнее время, когда архивы организаций уничтожены, а помещения сданы в аренду коммерческим организациям.
Есть, конечно, в России и чисто экономические трудности по организации экскурсий на электростанциях, стоимость экскурсионного билета для россиян не может составлять 10 дол., как в США, при высокой стоимости билетов число посетителей будет крайне ограниченным и затраты на организацию экскурсий не окупятся. Вероятно, не последнюю роль должна играть и государственная поддержка развития туризма и экскурсий на уникальные технические сооружения России.
При организации экскурсионного обслуживания следует привлекать и более состоятельных иностранных туристов. Например, по сообщению работников Интуриста приезжающие в Россию немецкие инженеры хотели бы посетить ряд электростанций и других технических объектов, которые строились в 30-х годах с участием их дедушек.

Список литературы

  1. Hoover Dam. Проспект рекламного бюро ГЭС, 2000.
  2. Разин Н. В. Опыт строительства Волжской гидроэлектростанции им. В. И. Ленина. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1960.
  3. Золотов Л. А., Шайтанов В. Я. Экологические и социальные проблемы строительства гидроузла “Три ущелья” на р. Янцзы. - Гидротехническое строительство, 2000, № 5.

От редакции

Коммерческие выгоды от туризма на электрических объектах могут и не быть главными. Очень важное значение имеет просвещение людей, плохо представляющих сейчас условия работы и проблемы электроэнергетики. Демонстрация сложности и уникальности оборудования не только гидравлических, но и тепловых и атомных электростанций (может быть, и крупных подстанций), высокого уровня эксплуатации и обслуживания, экологической безопасности энергообъектов и разъяснение экономических условий их функционирования во время экскурсий помогут правильному пониманию и поддержке интересов энергетиков со стороны широкой общественности.