Журавёев Г. Е., Саков Б. А.

Психофизиологическая лаборатория в составе ТЭЦ-25 Мосэнерго была создана в 1987 г. Нашей первой задачей было определение уровня развития профессионально важных психологических характеристик оперативного персонала. Однако вскоре выяснилось, что операторы энергоблоков требуют более серьезного психологического изучения и психологической поддержки.
Первые попытки применения традиционных психо-диагностических методик выявили необходимость их серьезной корректировки и даже переработки. В поисках дополнительной информации мы установили контакты с научными психологическими центрами в нашей стране и за рубежом [1, 2].
Сотрудничая с венгерскими психологами, мы приобрели ценный опыт организации психологической службы на энергетическом предприятии. По-видимому, наиболее важный результат наших контактов состоял в том, что руководители Мосэнерго смогли воочию убедиться в реальной пользе энергетическому производству, приносимой применением психологических методов.
Большое значение для становления психологической службы в Мосэнерго имела возможность непосредственно наблюдать в Венгрии процедуру проведения обследований, обработки и использования результатов. Особенно сильное впечатление произвело исключительно строгое следование этическому кодексу психологов.
Были установлены контакты с клиникой Мэйо (штат Миннесота, США), которые позволили нам получить оригинальные материалы по опроснику MMPI (Minnesota Multiphasic Personal Inventory), включая статистические данные по достоверности [3]. Это позволило нам провести адаптацию опросника к персоналу энергетического предприятия.
Совместно с ведущими эргономистами США, работающими в энергетической отрасли, была разработана программа эргономического усовершенствования рабочих мест [2].
Были разработаны три программы психологического сопровождения персонала электростанции [3 - 10], которые стали основой деятельности лаборатории и реализуются вплоть до настоящего времени:

  1. комплексное эргономическое усовершенствование рабочих мест;
  2. психологическое тестирование;
  3. эмоциональные тренировки.

Основной принцип работы с персоналом - непрерывное сопровождение (мониторинг).
Задачи сопровождения. Сопровождение - это непрерывный процесс тщательного наблюдения за уровнем производительности труда и психологическим состоянием персонала. Сопровождение, в частности, включает психофизиологическую оценку профессионально важных качеств работника и детальное изучение его личности. Однако критерии и результаты обследования направлены не на отбор, а на разработку системы коррективных мероприятий, которые включают психологические консультации и психотерапевтические сеансы.
Психофизиологический отбор персонала для энергопредприятий широко применяется во всех развитых странах, где профессия энергетика является одной из самых престижных. Однако ранее, в Советском Союзе, и теперь, в России, социальноэкономическая ситуация далеко не столь благоприятна. По уровню заработной платы энергетики занимают средние места. Принимая во внимание реальную опасность для здоровья и жизни, которая существует на электростанции, легко понять, что руководители энергопредприятий не имеют возможности вести тщательный отбор кандидатов. Скорее, приходится много усилий затрачивать на привлечение работников. Поэтому психологи должны решать задачу максимальной реализации существующих возможностей того персонала, который пришел на электростанцию. Это и есть основная задача психологического сопровождения, которую пришлось решать в лаборатории.
Исследования познавательных (когнитивных) процессов. Сегодня психофизиологическая лаборатория располагает многофункциональной системой компьютеризированной оценки персонала. Система включает тесты для измерения времени простой и дизъюнктивной (разделительной) сенсомоторных реакций, различные методики исследования памяти, тесты на восприятие и внимание, логическое и образное мышление, а также много других эффективных средств прикладного психологического тестирования.
Это позволяет нам углубленно изучать когнитивные процессы оперативного персонала электростанций. В частности, мы считаем необходимым после аварийных ситуаций проводить психофизиологическое обследование участников аварии, чтобы выявлять возможные недостатки когнитивных процессов и их потенциальное влияние на возникновение и развитие аварийной ситуации.
Исследования постепенно переросли в тренировки когнитивных процессов, что позволило нам существенно улучшить такие качества персонала, как память, внимание, мышление. Об этом подробно рассказано в ряде публикаций [9, 11].
Исследования личности. В процессе сопровождения основной психологической задачей становится выявление потенциальных возможностей работника. Эта задача связана с двумя принципиальными трудностями. Первая состоит в нежелании любого работника раскрывать свою личную (порой - интимную) информацию постороннему человеку. Вторая трудность проистекает из специфики персонала электростанции как психологического контингента.
Первая трудность преодолевается в нашей повседневной работе строгой, даже скрупулезной приверженностью этическим принципам психолога. К счастью, в этом плане психологи находят понимание и поддержку у руководителей предприятий.
Вторая трудность потребовала дополнительных исследований и экспериментов. Для изучения личности работающих мы выбрали широко известный миннесотский метод многофакторного исследования личности (Minnessota Multiphasic Personal Inventory - MMPI). MMPI представляет собой список утверждений, сделанных как бы испытуемым от первого лица, о себе самом.
Чтобы дать представление о сложности возникающих проблем и одновременно проиллюстрировать глубину психологических различий между контингентами испытуемых, мы приведем сравнение частот Да-ответов. В табл. 1 даны примеры различий по такой существенной характеристике личности, как отношение к коллективу. Чтобы сделать сопоставление более наглядным и одновременно продемонстрировать сложность данной проблемы, мы наряду с нашими приводим данные, полученные в США (значения цитируются по книге [3]). Нумерация утверждений дана в соответствии с современной англоязычной версией теста MMPI.
Данные табл. 1 нуждаются в пояснениях. Более 60% наших испытуемых своим согласием с утверждениями № 298 и 477 продемонстрировали, что ради своего коллектива они готовы солгать. Этот факт, казалось бы, демонстрирует приверженность персонала электростанции коллективистским традициям, однако в производственных условиях подобная нравственная установка будет приводить к снижению взаимной требовательности и к равнодушному отношению к случаям нарушений ПТЭ. В условиях энергетического производства такой
Таблица 1
Преданность коллективу


Утверждения теста MMPI

Россия

США

298

Когда друзья попадают в неприятную историю, им следует заранее договориться, а потом придерживаться одной версии

0,642

0,226

477

Если бы я попал под следствие вместе с друзьями, я взял бы вину на себя, но друзей не выдал

0,631

0,379

Примечание. Различия в 0,1 между приведенными в таблице числами являются статистически значимыми.
коллективизм может приводить (и приводит!) к аварийным ситуациям и к значительному материальному ущербу.
В свете приведенных частот Да-ответов жители США выглядят предпочтительнее.
Реакции испытуемых на утверждение № 254 (табл. 2) хорошо согласуются с их ответами на вопросы в табл. 1. Большинство операторов не видит ущемления своего достоинства в подшучивании над ними членов их коллектива. Утверждения № 443 и 564 согласованно выявляют факт конформизма наших рабочих, их стремления к единообразию в суждениях и поступках. Они готовы сохранить единство коллектива даже ценой отказа от собственного намерения.
Постоянное ущемление собственного достоинства в производственных условиях создает скрытое напряжение, которое рано или поздно освобождается: на предприятии, в транспорте, в магазине, в семье. Тем самым проявляет себя негативная сторона коллективизма. Это четко отслеживается по данным табл. 3. Ответы демонстрируют высокий уровень внутренней психоэмоциональной напряженности наших рабочих.
С помощью теста MMPI было обследовано около 200 машинистов энергоблоков с различных станций. Результаты показали, что более половины из них находятся в, так называемом, “пограничном состоянии” [12]. Пограничное состояние означает, что человек еще не может быть назван больным, но накопившиеся изменения в его состоянии способны в случае даже незначительных патологических воздействий вызвать заболевание.

Таблица 2
Конформизм


Утверждения теста MMPI

Россия
1990

США
1985

США
1937

254

Мне нравятся компании, в которых любят подшучивать друг над другом

0,605

0,308

0,625

443

Я способен отказаться от намеченных планов, если окружающие убеждают меня в том, что я ошибаюсь

0,859

0,252

0,323

564

Я готов отказаться от своих намерений, если окружающие считают, что этого делать не следует

0,703

0,389

0,402

С другой стороны, результаты исследования личностных характеристик приводят к проблеме ментальности и к ее связи с безопасностью персонала [12].
Эмоциональные тренировки. Уже в ходе личностных обследований мы обнаружили, что персонал электростанции находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения. Чтобы получить более полную картину, мы наладили сотрудничество с Центром пограничной психиатрии, что позволило получить дополнительные сведения о психическом статусе оперативного персонала [13, 14].
Сорок два случайно выбранных оператора прошли тщательную проверку в Центре. Медицинское обследование включало: психиатрию, нейрологию, электрофизиологию. На станции неоднократно проводился профилактический прием врачами-специалистами из Центра пограничной психиатрии.
Результаты обследований и заключения врачей подтвердили нашу гипотезу, что около половины оперативного персонала находится в пограничном состоянии. Подобная ситуация требовала немедленного вмешательства и были организованы сеансы психоэмоциональной тренировки. В первое время эти сеансы проводил врач-психотерапевт С. В. Лазарев, сейчас их проводит психолог Г. Е. Журавлев.
На протяжении последних лет на ТЭЦ-25 сеансы эмоциональной тренировки проводятся в новом кабинете, оснащенном всем необходимым оборудованием (рис. 1, 2).
Ситуационные особенности. Прежде чем начать обсуждение результатов в области эмоциональных тренировок, необходимо отметить ряд обстоятельств, которые существенно отличают положение промышленного персонала в России от других стран:
в России отсутствует развитая система психологической помощи населению, частично вследствие недостаточной численности самих психологов;
Таблица 3
Перенос конфликта


Утверждения теста MMPI

Россия

США

48

Я не терплю, когда при мне начинают произносить всякую чепуху без малейшего смущения

0,726

0,038

448

Мне неприятно, когда посторонние лица наблюдают за мной - на улице, в магазине или в автобусе

0,546

0,068

кабинет эмоциональных тренировок
Рис. 1. Общий вид кабинета эмоциональных тренировок
Рабочее место психолога
Рис. 2. Рабочее место психолога

в России существует развитая система психиатрического медицинского обслуживания;
психиатрия в России выполняла в течение десятилетий карающую и карантинную функцию; эта роль психиатрии частично сохранилась и в настоящее время;
психология в обыденном сознании (и в подсознании) отождествляется с психиатрией;
после ликвидации “железного занавеса” российский обыватель познакомился с западной массовой культурой, где психолог нередко выступает как носитель сверхсилы, скрытно вторгающейся в психику человека и способной превратить его в зомби.
Указанные обстоятельства создают крайне неблагоприятный фон, на котором приходится работать промышленным психологам и эргономистам.
Экономическая ситуация в стране провоцирует возникновение стрессовых ситуаций. Неработающие предприятия, невыплаченная зарплата, неопределенность будущего создают негативный эмоциональный настрой.
Стареющее оборудование, дефицит средств на ремонт и обеспечение безопасных условий труда наряду с неблагоприятными психологическими факторами приводят к росту числа несчастных случаев, в том числе - со смертельным исходом.
Все указанные обстоятельства подчеркивают необходимость расширения числа задач, решаемых психологическими службами предприятий, в частности, проведение эмоциональной регуляции.
Та психологическая работа, которая в большинстве развитых стран выполняется на уровне удовлетворения бытовых потребностей, должна была развернуться в условиях действующего предприятия.
Методика. В основу применяемой в настоящее время методики были положены методика аутотренинга Шульца и методика С. В. Лазарева [15, 16]. Указанные методики были скорректированы с целью адаптации к условиям работы персонала электростанции.
Значительный акцент был сделан на развитие мышечного чувства, чтобы сделать более эффективным процесс расслабления. Это изменение принесло неожиданный результат: повысилась точность управления движениями.
Завершающая стадия методики была также преобразована, чтобы активизировать интеллектуальную и сенсомоторную деятельность персонала.
Организация занятий. Перед кабинетом эмоциональной регуляции были поставлены следующие задачи:

  1. Проведение занятий с оперативным и электротехническим персоналом станции в конце дневной смены с целью снятия усталости и подготовки к работе в ночную смену.
  2. Формирование навыков самостоятельно управлять эмоциональным состоянием, особенно в случаях аварий и повышенной опасности; сохранять спокойствие и выдержку в экстремальной ситуации и мобилизовать внутренние психические ресурсы в случае переутомления, усталости, особенно в ночную смену.
  3. Повышение психологической культуры персонала, развитие самоуважения, формирование чувства высшей ценности человеческой жизни.

При проведении занятий был выявлен эффект снятия межличностной эмоциональной напряженности. В первый раз это было отмечено как побочный эффект, своеобразный артефакт (искусственно сделанный). В дальнейшем выявленный феномен использовался целенаправленно как инструмент преодоления конфликтных ситуаций, для развития сотрудничества и взаимопонимания.
Нашей сверхзадачей было довести степень освоения методики до состояния генерализации (обобщение, возведение частного в общее, подчинение частных явлений какому-либо общему принципу), когда выполнение любого из составляющих упражнений приводит к мгновенной актуализации всего комплекса и, как следствие, к быстрому снятию эмоционального напряжения.
Занятия проводятся посменно, в дневные и ночные смены, в среднем по три занятия в месяц.
Кабинет расположен в административно-бытовом корпусе, что позволило существенно снизить уровень шумов (особенно - низкочастотных), но в непосредственной близости от главного корпуса. В ходе занятий сохраняется оперативная связь с рабочим местом.
В занятиях участвуют группы по 10 - 12 чел. Продолжительность сеанса не менее 30 мин, включая разъяснительную беседу и эмоционально-регулирующие упражнения.
Роль психолога при проведении сеансов состоит в выполнении тренерских функций - сообщении последовательных инструкций о концентрации внимания на отдельных группах мышц. В процессе освоения методики объем мышц, охватываемых вниманием тренируемого, увеличивался.
Занятия начинаются с просмотра коротких видеосюжетов. Основные упражнения сопровождаются релаксационной музыкой.
В ходе сеансов персонал получал основные теоретические представления о психическом здоровье, о физиологических механизмах эмоций, об общей организации психических процессов.
Специальные занятия по психоэмоциональной регуляции проводятся с персоналом после чрезвычайных ситуаций (аварийные отключения, травмы и др.). При необходимости проводятся индивидульные занятия и консультации.
Предварительные итоги. Прежде всего отметим, что проведение формальных исследований эффективности проводимых эмоциональных тренировок не представляется возможным. На весь сеанс отводится 30 мин, так что времени на опрос и дополнительное тестирование не остается. О результативности тренировок приходится судить по косвенным показателям. Обратная связь создавалась в ходе психологических консультаций. Практически все участники сеансов, с которыми удавалось побеседовать, отмечали непосредственное положительное воздействие проводимых тренировок.
Постепенно увеличивается круг лиц, участвующих в тренировках. Наряду с оперативным персоналом начата коррекционная работа с ремонтниками и со специалистами функциональных отделов.
Можно также отметить, что, по меньшей мере, в пяти случаях удалось помочь работникам станции, находившимся по разным причинам в состоянии глубокой фрустрации (состояние гнетущего напряжения, тревожности, безысходности и отчаяния, возникающее как следствие невозможности самореализации).
Казалось бы, наиболее убедительными могут быть сведения об улучшении производственных показателей предприятия. Однако здесь невозможно отделить результаты эмоциональных тренировок от всего комплекса управленческих мероприятий, осуществляемых на электростанции. Свой вклад вносят тренировки психологических качеств (памяти, внимания, мышления) и эргономические улучшения рабочих мест.
Учитывая указанные ограничения, можно отметить следующее.
За 12 лет существования психофизиологической лаборатории на ТЭЦ-25 произошел только один серьезный несчастный случай с электриком вскоре после основания лаборатории. Никакой психологической работы с потерпевшим не проводилось. По всем свидетельским показаниям пострадавший с начала смены находился в состоянии эмоционального напряжения, ожидая потенциально неблагоприятных новостей из города. Уже в ходе выполнения задания у него произошел острый конфликт с напарником. Данный случай только подкрепляет нашу убежденность в необходимости проведения эмоциональной разгрузки.
Некоторые сведения об эффективности тренировок можно почерпнуть из сравнения работы разных смен котлотурбинного цеха. Сложилось четкое разделение: начальники двух смен в полной мере осознали значение эмоциональных тренировок и организовали работу смены так, чтобы освободить на короткое время людей на время тренировки. Два других начальника относились к тренировкам без энтузиазма. Факты таковы, что на протяжении последних лет различные нарушения в работе происходят именно в двух последних сменах.
Второй показатель связан с конкурсами профессионального мастерства. На протяжении последних 12 лет команда станции устойчиво завоевывает призовые места (и на региональных, и на национальных соревнованиях). В последние годы был введен психофизиологический этап. На этом этапе команда предприятия всегда занимала первые места.
Говоря о производственной значимости тренировок, приходится упомянуть и о некоторых недостатках. Данные о несчастных случаях в электроэнергетической отрасли показывают, что среди пострадавших чаще всего оказываются лица, обслуживающие электротехническое оборудование. К сожалению, именно работники электроцеха проявляют наибольшую пассивность по отношению к эмоциональным тренировкам.

Выводы

Предварительные результаты так же, как известные литературные данные, показывают, что проведение эмоциональных тренировок позволяет решить поставленные задачи:
снимается усталость и персонал лучше работает в ночную смену;
формируется навык самостоятельного управления эмоциональным состоянием, что позволяет сохранять спокойствие и выдержку в экстремальной ситуации и мобилизовать внутренние психические ресурсы в случае переутомления, усталости, особенно в ночную смену;
повышается общая психологическая культура персонала.
Планируется дальнейшее развитие метода эмоциональных тренировок.

Список литературы

  1. Психофизиологические проблемы обслуживания энергетического оборудования / Вавилов Ю. Н., Журавлев Г. Е., Кишш Я., Серенчи Ш. - Промышленная энергетика, 1990, №9.
  2. Программа сотрудничества США и СССР по эргономическим методам повышения надежности и эффективности электростанций / Парсонс С. О., Журавлев Г. Е., Вавилов Ю. Н., Ломакин Б. В. - Энергетик, 1991, № 7.
  3. Colligan R. C., Osborne D., Swenson W M., Offord K. P The MMPI: A Contemporary Normative Study of Adults. Sec. Ed. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1989.
  4. Вавилов Ю. H., Журавлев Г E. Психологические методы в развитии кадровых ресурсов энергетической компании. - В кн.: Управление персоналом в электроэнергетике. СПб.: Энергоатомиздат, 1998.
  5. Журавлев Г E. Человеческие факторы снижения травматизма и повышения культуры безопасности энергетического производства. - В кн.: Психологические аспекты безопасности и надежности энергетического производства. М.: Изд-во Мосэнерго, 2001.
  6. Журавлев Г E. Психологические задачи на электростанциях. - Прикладная психология, 2000, № 3.
  7. Журавлев Г. E., Вавилов Ю. Н., Саков Б. А. Системно-психологические аспекты работы с персоналом энергетических предприятий. - В кн.: Психологическое обеспечение работы с персоналом в энергетике. М.: Изд-во Мосэнерго, 2000.
  8. Макроэргономические проблемы электростанций: гуманитарная проекция / Журавлев Г. Е., Кудрявый В. В., Ломакин Б. В., Саков Б. А. - В кн.: Прикладная эргономика: эргономика в энергетике, 1993, вып. 3-4.
  9. Журавлев Г. E., Ночка В. И., Саков Б. А. Психологические оценки и тренировки персонала котлотурбинного цеха. - В кн.: Психологическое обеспечение работы с персоналом в энергетике. М.: Изд-во Мосэнерго, 2000.
  10. Zhuravlyov G. E., Sakov B. A. Ergonomic and Psychological Provisions of a Power Plant. - Proceedings of IEA / HFES- 2000 Congress. San Diego, 2000, Vol. 3.
  11. Журавлев Г. E., Саков Б. А. Психологический мониторинг персонала электростанций. - Электрические станции, 1993, № 2.
  12. Журавлев Г. E. Культура безопасности и ментальность. - Прикладная психология, 1998, № 3.
  13. Ранняя диагностика и профилактика пограничных нарушений среди оперативного персонала электростанций / Аведисова A. С., Бенькович Б. И., Бочкарев В. К. и др. - В кн.: Актуальные вопросы пограничной психиатрии. М., 1991.
  14. Журавлев Г. E. Медико-психологический контроль состояния персонала электростанций. - В кн.: Актуальные вопросы пограничной психиатрии. М., 1991.
  15. Лазарев С. В. О работе кабинета психологической разгрузки на энергетическом предприятии. - Электрические станции, 1992, № 7.
  16. Zhuravlyov G. E., Sakov B. A., Lazarev S. V Psychological and Psychotherapeutic Techniques for Enhancing Staff Adaptability in Power Plants. - Proceedings of the 4th European Congress on Personnel in Power Industries, Budapest, 1992.