Содержание материала

Аварийная готовность. Защита персонала и населения при запроектной аварии
Уровни тяжести запроектной аварии определяют величину выбросов радиоактивных продуктов деления при разрушении (плавлении) аз и физических барьеров. Так, шестому и седьмому уровням аварий соответствуют радиологические загрязнения окружающей среды, достигающие десятков тысяч ТБк по J131, что представляет большую угрозу здоровью и жизни персонала и населения в регионе аварийной АЭС. В общем случае это представляет потенциальную радиологическую опасность и для больших территорий вокруг региона АЭС. Защита персонала и населения при за- проектных авариях существенно зависит от аварийной готовности АЭС к таким событиям.
В 1986 г. после Чернобыльской аварии была принята Конвенция о необходимости раннего оповещения о возникновении тяжелых аварий на АЭС МАГАТЭ и других государств. Это будет способствовать организации аварийной готовности планов мероприятий для защиты населения от возможных радиологических воздействий, связанных с произошедшей аварией на АЭС.
На АЭС разрабатываются специальные противоаварийные планы защиты персонала и населения на случай возникновения запроектной аварии со значительными выбросами РАВ на площадке и за ее пределами.
Противоаварийные планы составляются с учетом наиболее вероятных последствий запроектной аварии и конкретных особенностей АЭС и региональных условий в районе станции.
В противоаварийные планы для персонала АЭС включаются следующие основные вопросы:

  1. организационные меры и распределение ответственности за противоаварийные действия;
  2. характеристика и особенности АЭС и площадки, на которой она размещена;
  3. организация, схема оповещения и порядок информации вышестоящих органов об аварии;
  4. организация приведения в готовность органов и средств управления аварией;

-определение основных действий для восстановления контроля над АЭС и конкретных аварийных инструкций (правил и процедур) по управлению аварией;
-установление степени и сроков готовности персонала, специальных подразделений (гражданской обороны, групп технической поддержки, аварийно-технических центров, внутренних и внешних кризисных центров и т.д ) и основных инженерно-технических средств для противоаварийных действий;

  1. координация действий персонала с внестанционными органами и подразделениями;

-установление критериев и условий, при которых неповрежденные ЭБ и обслуживающий их персонал могут работать;

  1. организация аварийного дозиметрического и радиологического контроля и обеспечение радиационной защиты;

-обеспечение: медицинское, материальное, техническое, противопожарное и физической охраны.
Для эффективного общего управления по локализации запроектной аварии или ослабления ее последствий на площадке имеется внутренний кризисный центр, который может размещаться в помещении резервного центра управления (РЩУ), а вне площадки - внешний кризисный центр. Внутренний центр оснащен всеми необходимыми приборами, устройствами и средствами связи внутри АЭС, с внешним кризисным центром и с вышестоящими органами.
В центре находятся также необходимая эксплуатационная и аварийная документация, и он должен быть оборудован системами автономного жизнеобеспечения. Это позволяет руководителям противоаварийных действий прогнозировать масштабы аварии (уровень тяжести), оценивать значимость выбросов РАВ и радиологическую обстановку и определять необходимые защитные меры.
Противоаварийные планы вне площадки используют внешний (региональный или отраслевой) кризисный центр. Он обеспечивает защиту населения в регионе АЭС.
Вокруг станции определяются зоны противоаварийного планирования, позволяющие осуществлять действия по реализации защитных мер для населения и окружающей среды. Они предусматривают поэтапные ответные действия с учетом тяжести последствий запроектной аварии. Эти меры могут включать (совместно с административными органами):
-уведомление (оповещение) соответствующих административных и отраслевых органов и населения;

  1. при необходимости обеспечение укрытия населения или его эвакуации;
  2. организацию обеспечения радиозащитной профилактики населения;
  3. организацию дозиметрического и радиологического контроля населения местности;    
  4. организацию жизнеобеспечения населения;
  5. координацию работ по ликвидации аварии и ее последствий в первую очередь с внутренним кризисным центром, а также со всеми организациями и подразделениями, которые могут участвовать в этой операции;
  6. организацию и схемы получения информации или рекомендаций компетентных национальных или международных организаций по применению защитных мер.

Особенности организации противоаварийных мер

За пределами атомной станции ответственность при опасных событиях во время запроектных аварий лежит на органах защиты от катастроф, а внутри АЭС - на производителе. Ниже дается обзор организационных и технических противоаварийных мер производителя (эксплуатирующей организации).

Организация противоаварийных мер.

Создаваемая организация, предписанная в инструкции по эксплуатации "Структура персонала АЭС", служит обеспечению определенной работы станции. В случае кризиса, когда при протекании событий необходимы мероприятия, выходящие за пределы требуемых в инструкции по эксплуатации, должны предусматриваться необходимые и быстрые решения и немедленные действия.
С этой целью создается отдельная организация - внутренний кризисный центр. Он состоит из руководства кризисного центра и действующего персонала.
Кризисный центр охватывает руководящий персонал кризисной организации и состоит из руководителя и членов центра. В действующем персонале собраны вместе члены кризисной организации, действующие для помощи кризисному центру. Устройство и работа этой организации описаны в инструкции по организации противоаварийных мер. Выводы из аварии на ТМА-2 привели к созданию локального кризисного центра на АЭС.
Кризисный центр АЭС поддерживает отраслевой центр в случае тяжелой аварии. Он имеет советующую функцию. Окончательное определение ситуации на АЭС и решение по применяемым мероприятиям осуществляются кризисным центром АЭС. Кризисный центр принимает все важнейшие решения по проводимым мероприятиям на станции и способствует их проведению. Он отвечает за внешнюю информацию (руководителю предприятия, властям, органам по защите от катастрофы, прессе) за вызов помощи извне, за специальную консультацию руководству органа защиты от катастрофы и за документацию событий.
Из этого вытекают следующие задачи:

  1. оценка ситуации;
  2. вызов необходимых действующих сил в зависимости от обстановки;
  3. решение по привлечению внешних инстанций;
  4. принятие важнейших решений по мероприятиям;
  5. устранение неисправности;
  6. ограничение ущерба на установке;
  7. исключение последующего ущерба на установке;
  8. исключение воздействий наружу;
  9. ограничение неизбежных воздействий наружу;
  10. содействие проведению мероприятий;
  11. оценка эффективности проводимых мероприятий;
  12. информация властям о состоянии установки и о результатах контроля окружающей среды;
  13. информация руководства НАЭК о ситуации и принимаемых мероприятиях;

-информация общественности при необходимости согласованная с руководством органа защиты от катастрофы;
-протоколирование работы центра и документации протекания аварии.
Непосредственно кризисному центру подчинены группы действий в подразделениях АЭС, состоящие из руководства действий и сил готовности. Группы действий содействуют кризисному центру в его работе и помогают при проведении мероприятий, принятых центром, или же исполняют их. Руководство действий связано с решениями кризисного центра и руководит силами готовности. Если руководство действий не приняло других решений, то обязательства сил готовности определяются из сферы деятельности, определяемой производством. Силы готовности подчиняются распоряжениям руководства действий. На основе создания описанной организации образуется четкая, разделенная на три блока основная структура кризисной организации.

Примерная организация хода событий.

С момента оповещения об аварии незамедлительно начинается необходимая деятельность по борьбе с аварией. Начальник смены получает доклад о событиях, выполняет необходимые мероприятия и, при необходимости, объявляет соответствующую готовность первой дежурной группе, например, дежурному по радиационной защите или пожарным. Параллельно с этим осуществляется уведомление дежурного руководителя установки (НСБ) и дежурного руководителя производства (НСС). НСБ (НСС) принимает решение о созыве кризисного центра. Оповещение членов кризисного центра производится сменным персоналом исправного блока. Дежурная охрана созывает персонал для работы в кризисном центре. Если кризисный центр необходим в нерабочее время (ночью), то руководителем кризисного центра является вначале НСБ или НСС. Кратковременно в его распоряжении находятся соответствующие подразделения блоков АЭС (если имеются), а также дежурные группы готовности. После сообщения о тревоге собираются постоянные (штатные) члены кризисного центра. Руководитель кризисного центра определяет порядок работы центра. Члены кризисного центра решают, требуется ли созывать организационные группы по контролю чрезвычайного происшествия и особенности их работы. Они проводят оповещение необходимого для локализации аварии персонала. Вызванный персонал направляется на определенные точки сбора, если в зависимости от происшествий не определены другие места. В случае необходимости (катастрофы) включается в работу внешний кризисный центр и образуются руководящие группы по защите от катастрофы при ответственных центральных органах (НАЭК, Минтопэнерго и т.д) и при областном руководстве. При этом проводятся мероприятия в соответствии с планами борьбы с катастрофами. Внутренний кризисный центр отсылает в эти центральные органы сведущих связных.

Вспомогательные средства для кризисной организации.

В распоряжении внешнего кризисного центра находятся внутренний кризисный центр, имеющий ряд помещений и специальное оснащение для обеспечения противоаварийной деятельности. Большое значение имеет надежность внешних коммуникаций. Этой цели служит телефонная связь в информационном помещении с возможностью обмена информацией с властями и организациями через нормальную сеть, через специальные линии чужих местных сетей, через линии постоянной связи и через радиосвязь, а также переговорные устройства. Телефакс и телетайп, а также радио и телевизор помогают получению необходимой информации. Для внутренней передачи информации в подразделениях имеется совместно с телефонной связью и громкоговорящая связь. Через визуальные устройства и телевизионные мониторы кризисный центр может получать параметрические данные процесса и изображения. Дисплей системы дистанционного контроля окружающей среды выдает метеорологические данные и проводит расчеты распространения РАВ. Рабочее бюро с оргтехникой помогает работе центра.
Также очень важно иметь документы в кризисном центре в форме инструкций действий (инструкций по эксплуатации, по ликвидации аварии, производственные указания), описаний систем и планов, конструкционных схем и планов зданий, отчетов безопасности, правил и предписаний и прочего информационного и рабочего материала (например, книга данных по опасным веществам, нуклидные карты, карты местности). Защитные респираторные устройства, защитная одежда и дозиметры дополняют вспомогательные средства, имеющиеся в кризисном центре. Важные электрические потребители в случае выхода из строя нормальной сети должны запитываться от резервного дизельного агрегата.
Для обеспечения длительной работы при радиоактивных выбросах помещения центра должны быть герметизируемыми и иметь соответствующие фильтрующие устройства. Независимо от этого должно быть резервное помещение вне станции (в пределах площадки АЭС), имеющее необходимое оснащение. Это резервное место служит сборным пунктом по тревоге для персонала АЭС. Кроме того, помещения центра должны иметь необходимую противоаварийную комплектацию. Особое значение для противоаварийных мер отводится:
- хорошо экипированной пожарной службе АЭС;
-действию средств и устройств по контролю окружающей среды (измерение местных доз гамма-, бета-активности, концентрации активности I131, распространение РАВ и т.д.).
Вышеприведенная примерная организация противоаварийных мер на АЭС в случае тяжелых ядерных или радиационных аварий должна обеспечивать локализацию таких аварийных режимов (ситуаций) или их ослабление.