Содержание материала

Для ЭБ АЭС в процессе эксплуатации наиболее опасными аварийными ситуациями являются;

  1. быстрое увеличение мощности реактора за счет роста реактивности (увеличение тепловыделения в реакторе);
  2. уменьшение или прекращение циркуляции теплоносителя через активную зону реактора (аз);
  3. резкий рост давления в первом контуре;
  4. нарушение герметичности в первом контуре.

Эти аварийные ситуации могут привести к разрушению (плавлению) аз или даже одновременно к повреждениям физических барьеров с выбросом РАВ.
При возникновении таких аварий теплоноситель вытекает в помещения РУ, в которых повышается давление и температура, может произойти повреждение (нарушение герметичности) четвертого барьера - ГО.
Разгерметизация оболочек твэлов может происходить даже в процессе нормальной эксплуатации. Ведь в ВВЭР-1000 размещается более 50000 твэлов. В них находится более 80 тонн урана с обогащением по U235, равным 3,3...4,4 %, и в процессе работы накапливаются продукты деления, активность которых может достигать величины порядка 2-1020 Бк. При недостаточном охлаждении аз может возникнуть кризис теплообмена, перегрев отдельных твэлов, нарушение герметичности их оболочек и попадание высокоактивных РАВ в теплоноситель. А при возникновении течей в первом контуре будет происходить выброс РАВ в окружающую среду.
Для предотвращения таких аварий, а при их возникновении для локализации или ослабления последствий аварий и недопущения выхода РАВ за пределы физических барьеров необходимо обеспечивать эффективность всех четырех барьеров и всех пяти уровней защиты в глубину.
Этого можно достичь при выполнении в нормальных и аварийных условиях (включая режим останова реактора для перегрузки топлива) трех фундаментальных функций безопасности (ФФБ):

  1. контроля и управления реактивностью;
  2. обеспечения охлаждения аз реактора;
  3. локализации и надежного удержания РАВ в пределах ГО.

Эти ФФБ в соответствии с принципом ГЭЗ реализуются в ЭБ АЭС с помощью проектных систем (включая СБ) и оборудования. В процессе эксплуатации они должны выполняться одновременно и постоянно во всех нормальных и аварийных режимах, включая режим перегрузки топлива.
Основные задачи, выполняемые ФФБ в зависимости от режимов эксплуатации АЭС, можно проиллюстрировать следующими схемами:

  1. общие задачи фундаментальных функций безопасности - рис. 52;
  2. задачи в аварийных ситуациях - рис. 53;
  3. задачи ФФБ при останове ЯР и перегрузке топлива - рис. 54.


Рис. 52

Контроль и управление реактивностью

Основной задачей данной ФФБ является обеспечение управляемого характера цепной реакции деления ядерного топлива в аз реактора и требований ядерной безопасности во всех режимах работы (включая останов).
Количественной характеристикой реактивности является эффективный коэффициент размножения нейтронов Кэф, характеризующийся отношением количества образовавшихся нейтронов к количеству поглощенных, так как управление реактивностью представляет собой управление количеством нейтронов в аз.
На стационарных, установившихся режимах, когда нейтронная мощность остается постоянной, Кэф = 1, а реактивность реактора р = 0, в случае увеличения мощности реактора Кэф > 1 и р > 0, ав случае уменьшения мощности реактора Кэф < 1 и р < 0.
В настоящее время для того, чтобы гарантировать выполнение этой основной ФФБ, должны приниматься меры, направленные на предотвращение нежелательных переходных процессов, связанных с изменением реактивности, на выключение реактора при необходимости, на недопущение перерастания событий в аварийные ситуации.

Рис. 53
Поэтому реакторы АЭС проектируются таким образом, чтобы было обеспечено управление мощностью реактора при его выключении и поддержание безопасных условий режима останова реактора при нормальной эксплуатации, переходных режимах и аварийных ситуациях. Средства защиты от аварий, вызванных неплановым ростом реактивности, проектируются с консервативным запасом. С этой целью для своевременного подавления мощностных переходных процессов, вызванных изменением реактивности, и предотвращения повреждения аз применяется система управления и защиты (СУЗ), включая надежную и эффективную систему аварийного останова реактора (САОР).


Рис. 54

При этом контроль и управление реактивностью осуществляется путем:

  1. контроля величины запаса реактивности;
  2. контроля поля энерговыделения и нейтронной мощности в аз;
  3. контроля величины периода разгона реактора;
  4. обеспечения исправности каналов измерения вышеуказанных параметров;
  5. обеспечения готовности системы аварийной защиты реактора.

При резком увеличении реактивности и возникновении аварийных ситуаций производятся следующие основные операции:

  1. автоматический останов реактора;
  2. подпитка аз борным концентратом;
  3. предотвращение возникновения повторной критичности.

Особенности управления реактивностью в нормальных условиях эксплуатации

Управление реактивностью (мощностью) в нормальных условиях эксплуатации осуществляется путем изменения концентрации бора в теплоносителе и с помощью СУЗ. Так, например, для аварийного выключения ВВЭР-1000 имеется 61 регулирующий стержень в виде кластеров, распределенных в 10 группах.
Управление критичностью и мощностью осуществляется путем поднятия или погружения регулирующих стержней (кластеров) в автоматическом или ручном режимах. При номинальной мощности используется только одна группа стержней для управления мощностью, которое осуществляется двумя режимами:

  1. регулирование нейтронной мощности (режим «Н»);
  2. поддержание постоянного давления в главном паровом коллекторе (режим «Т»), с автоматическим переходом из одного режима в другой.

При этом система подпитки также выполняет функцию компенсации реактивности путем регулирования концентрации бора в теплоносителе первого контура.
В этих условиях возможно появление следующих проблем обеспечения безопасности:

  1. предотвращения непреднамеренного разбавления концентрации бора;
  2. надежности ввода регулирующих стержней (возможна деформация твэлов);
  3. автоматической защиты и резерва системы защиты реактора;
  4. человеческого фактора применительно к щитам управления.

Особенности управления реактивностью в условиях переходных режимов и аварий

В условиях переходных режимов и аварий важное значение имеет рассмотрение (оценка) возможностей управления реактивностью и остановом реактора.
Основной системой обеспечения безопасности при управлении мощностью реактора является СУЗ.
Для достижения необходимых условий останова реактора могут использоваться и другие системы:

  1. подпитки реактора;
  2. впрыска бора высокого давления;
  3. аварийного охлаждения высокого давления (САОЗ ВД);
  4. аварийного охлаждения низкого давления (САОЗ НД);
  5. пассивная САОЗ с борированной водой (гидроемкости САОЗ).

Для данных условий, кроме вышеуказанных для нормальной эксплуатации, возможны дополнительно следующие проблемы обеспечения безопасности:

  1. надежность ввода регулирующих стержней из-за превышения проектного предела по времени ввода стержней или их застревания;
  2. целостность теплообменников САОЗ;
  3. разрушение, разрыв главного паропровода с быстрым снижением температуры теплоносителя первого контура;
  4. отказ системы аварийного выключения реактора в переходных режимах.

Некоторые пояснения к названным проблемам. Превышение времени ввода стержней над проектным пределом или их застревание снижает возможности аварийного выключения реактора в условиях скоротечных переходных режимов и резких изменений реактивности.
В аварийных условиях возникновение течей в теплообменниках САОЗ НД и проникновение технической воды в САОЗ оказывает существенное влияние на управление реактивностью реактора.
А в случае нарушения герметичности первого контура неборированная вода может проникнуть в теплоноситель в зависимости от эксплуатационных условий САОЗ НД.

Некоторые особенности контроля и управления реактивностью в условиях безопасного останова реактора

Опыт эксплуатации АЭС и расчетно-теоретический анализ безопасности реакторов показывает, что аварии при малой мощности и состоянии останова реактора значительно повышают риск повреждения аз. В режиме останова реактора должен поддерживаться строгий контроль его подкритичности. В этом режиме нормальная циркуляция борированной воды в первом контуре значительно понижена, что снижает надежность обнаружения непреднамеренного разбавления концентрации бора. Здесь необходим также контроль во вспомогательных системах в целях обнаружения проникновения воды с низкой концентрацией бора в систему подпитки (через системы уплотнений насосов или протечки в теплообменниках).
В рассматриваемом режиме следует выделить останов реактора, связанный с перегрузкой топлива. Перегрузка топлива ведется на разуплотненном первом контуре. Это означает, что третий физический барьер отсутствует. В этом случае возрастает риск снижения концентрации бора в теплоносителе первого контура и ошибок персонала при обращении с ядерным топливом.
В этих условиях особое внимание должно уделяться контролю за реактивностью реактора (обеспечение подкритичности).
Для данных условий дополнительно возможны следующие проблемы безопасности:

  1. контроль подкритичности в режиме останова реактора;
  2. аварии при низкой мощности в режиме останова реактора;
  3. возможность тяжелых аварий.

Вышеуказанные проблемы безопасности, возникающие в условиях переходных режимов и аварий с ростом реактивности, требуют соответствующего анализа, включая проведение вероятностного анализа безопасности (ВАБ).