Домбровский В. В. и
Хуторецкий Г. М.
Основы проектирования электрических машин переменного тока. Л., «Энергия», 1974.
В книге изложены основные вопросы проектировании электрических машин переменного тока.
Книга рассчитана на инженеров и научных работников, занимающихся вопросами проектирования электрических машин переменною тока, а также может быть полезной студентам старших курсов энергетических вузов при курсовом и дипломном проектировании.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В книге, предлагаемой вниманию читателей, изложены основные вопросы проектирования электрических машин переменного тока. Имеются в виду электрические машины переменного тока общепромышленного применения и энергетические машины: турбогенераторы, гидрогенераторы, синхронные и асинхронные двигатели.
Электрические машины переменного тока имеют общие принципы устройства и, следовательно, общие принципы проектирования. В то же время конкретным типам машин свойственны характерные особенности, обусловливающие определенный конкретный подход при разработке проекта.
В связи с этим содержание разбито на две части: в первой (главы 1—6) изложены методические вопросы и методы проектирования, общие для всех видов машин переменного тока. Сюда отнесены вопросы построения конструктивных рядов машин переменного тока при различных условиях, теория обмоток машин переменного тока, расчет магнитных цепей и прочее. Во второй части книги (главы 7—9) изложены конкретные методы и материалы по проектированию отдельных видов машин переменного тока: турбогенераторов, асинхронных машин, явнополюсных синхронных машин. Здесь основное внимание обращено на выбор главных размеров, электромагнитных нагрузок, на расчет электрической и магнитной цепи, параметров и характеристик. В десятой главе изложены вопросы оптимизации проекта и проектирования с помощью ЦВМ. Материалы обеих частей могут изучаться независимо.
Книга рассчитана на читателя, знакомого с общим курсом электрических машин в объеме программы энергетических и электротехнических вузов и приступающего к изучению курса «Проектирование, расчет и конструирование электрических машин». Книга может быть полезна также инженерам, аспирантам и научным работникам, интересующимся вопросами проектирования электрических машин переменного тока.
Стремление создать книгу приемлемого объема заставило авторов ограничиться в основном вопросами и логикой проектирования ценой отказа от систематического изложения методов электромагнитных, тепловых аэродинамических и прочностных расчетов. Поскольку проектирование состоит в принятии решения, правильность которого в конечном счете проверяется расчетом, разработкой конструкции и в общем итоге опытом эксплуатации машин, то изучение методов проектирования не может ограничиваться рамками одной книги. Содержание книги ограничено материалом, необходимым для изложения методов, на которых
может базироваться принятие решения или положений, иллюстрирующих подход к решению.
При проектировании могут возникнуть как общие, так и частные задачи. При решении этих задач могут ставиться различные цели, применяться те или иные методы, и в результате их решения могут быть неоднозначными. Авторы основывали свои методические концепции в вопросах проектирования и способы их изложения преимущественно на опыте Ленинградского электромашиностроительного объединения «Электросила» и использовали положения, разработанные в трудах по проектированию и теории электрических машин, и прежде всего в трудах А. Е. Алексеева, Μ. П. Костенко, Р. А. Лютера, В. А. Трапезникова, Г. Н. Петрова, А. Я. Бергера, Е. Я. Казовского и других авторов.
Главы 1,2, 6, 8 и 9 написаны В. В. Домбровским, главы 3, 4, 5 и 7 — Г. М. Хуторецким, глава 10 — В. В. Домбровским и В. М. Зайчиком (§ 10-5 написан М. З. Желоковой).
Авторы считают приятным долгом поблагодарить доктора техн. наук Π. М. Ипатова и рецензента книги доктора техн. наук проф. Л. П. Гнедина за ценные замечания, во многом способствовавшие улучшению рукописи. Авторы глубоко признательны руководству ЛЭО «Электросила» и товарищам по работе, помощь которых при создании этой книги трудно переоценить.
Авторы