Двигатели для особых условий эксплуатации. Не имея возможности останавливаться на конструкции всех серий асинхронных машин, предназначенных для особых условий эксплуатации, мы остановимся здесь только на самых характерных примерах.
Рис. 8-26. Вертикальный асинхронный двигатель с фланцевым креплением
Рис. 8-27. Рольганговый асинхронный двигатель
Рис. 8-28. Пример взрывозащищенного исполнения асинхронного электродвигателя
Двигатели, предназначенные для установки в различных механизмах.
Если место установки двигателя ограничено, что обычно имеет место в подъемно-транспортных машинах или в станках, часто применяется его фланцевое крепление или встроенное исполнение, как уже отмечалось в гл. 6. Характерным примером такого исполнения являются крановые двигатели, двигатели рольгангов и тому подобные машины. Некоторые из них приведены на рис. 8-26, 8-27, а также в гл. 6. Многообразие этих исполнении настолько велико, что охватить его в данной книге невозможно.
Рис. 8-29. Пример взрывозащищенного исполнения обдуваемых асинхронных электродвигателей
Электродвигатели, предназначенные для работы во взрывоопасной среде.
Взрывозащищенные асинхронные электродвигатели с различной степенью защиты применяются в угольных шахтах и подобных условиях, в которых имеется опасность попадания взрывчатого газа внутрь машины и воспламенения его от искры.
Рис. 8-30. Погружной асинхронный электродвигатель
Одним из примеров такого исполнения является показанный на рис. 8-28 электродвигатель мощностью 3,5 квт, скоростью 1500 об/мин, рассчитанный на взрыв газов внутри корпуса. Корпусу этой машины придана повышенная прочность, выводные концы герметизированы, а уплотнения вала рассчитаны на то, чтобы пламя взрыва не прошло наружу. Поверх прети замков щитов и крышек подшипников обработаны не ниже класса чистоты, чтобы свести к минимуму возможные зазоры.
На рис. 8-29 показан двигатель серии ΜА с фазным ротором, рассчитанный на пониженную вероятность взрыва. Этот тип двигателей имеет несколько усиленные щиты, а также улучшенную герметизацию подшипников.
Как все обдуваемые машины, снабжен наружным вентилятором. Его корпус с двойными стенками: внутренняя представляет собой собственно корпус, ее сопряжения со щитами и крышками подшипников, а также выводные концы герметизированы, наружная стенка представляет собой вентиляционный кожух и открыта с торцов. В исполнении двигателя с контактными кольцами (рис.8-29) последние также закрыты герметической крышкой.
Погружные асинхронные электродвигатели.
Дли привода электробуров, насосов, откачивающих воду и нефть из нефтяных скважин, а также артезианских насосов применяются погружные двигатели. Это герметические машины, диаметр которых часто ограничен размерами скважины, в которую опускается насос или электробур. В принципе исполнение такого двигателя возможно и не герметическое, но практически избежать его засорения илистым раствором, охлаждающим бур, или частицами, взвешенными в воде, невозможно, поэтому реализуется герметическое исполнение с уплотнением выходящего конца вала и заполнением корпуса двигателя чистой водой, трансформаторным маслом или другим диэлектриком. Заполнение корпуса двигателя жидкостью необходимо, так как при больших давлениях, существующих в скважинах, жидкость снаружи все равно проникла бы внутрь заполненного воздухом корпуса; кроме того, тогда все наружное давление воспринималось бы стенками корпуса, которые пришлось бы существенно утолстить. При жидкостном заполнении изменение давления внутри двигателя по сравнению с наружным (вследствие нагрева) компенсируется гибким элементом корпуса — диафрагмой. На рис. 8-30 показан разрез двигателя серии ПЭДВ, полость корпуса которого заполняется чистой водой, а обмотка сделана из провода с водостойкой полиэтиленовой изоляцией.