Содержание материала

Как известно, для соединения электрических машин с приводным механизмом или первичным двигателем служат клиноременные передачи или муфты. Значительно реже встречаются машины, у которых для этих целей служит насаженная на конец вала шестерня зубчатой передачи.
Разборка всякой машины начинается со снятия с конца вала шкива или полумуфты. Примерный план производственного обучения этого урока, следующий:

Тема программы
Разборка электрических машин.
Тема урока
Снятие шкива с вала.
Цель урока
Научить правильно выполнять операции.
Подготовка урока
Подготовка машин с надетыми шкивами.
Регулировка винтового съемника.
Вводный инструктаж
Проверка явки учащихся на занятие.
Проверка подготовки учащихся к данному уроку.
Показ винтового съемника и объяснение правил пользования им.
Изложение правил техники безопасности.
Перечень упражнений
Пользование винтовым съемником.
Зажигание паяльной лампы.
Нагрев шкива паяльной лампой.
Обход учебных мест
Проверка выполнения учащимися операций снятия шкива, норм времени и правил техники безопасности.
Разбор допущенных учащимися отступлений от технологического процесса.
Показ правильных приемов работы.
Проверка выполненной работы.
Заключительный инструктаж
Разбор ошибок, допущенных учащимися.
Оценка выполненной работы.
Разбор проведенного занятия.
Сдача учащимися рабочих мест, инструментов и приспособлений.

В машинах общего применения шкив или полумуфта насажены на цилиндрический конец вала с напряженной или тугой посадкой 2-го класса точности. Для защиты от проворачивания их на валу служит шпонка. При обучении методам разборки надо объяснить учащимся, что нельзя снимать шкив или полумуфту, ударяя по ним молотком или забивая клин между подшипником и шкивом или полумуфтой. Это обычно ведет к откалыванию борта шкива, изгибу конца вала машины и повреждению подшипника, воспринимающего осевую нагрузку на вал, что может вывести машину из строя. 

Шкив снимают с вала винтовым съемником (рис. 7), состоящим из крюков 1, поперечины 3 и упорного винта 4, вращаемого воротком 2. Съемник устанавливают вдвоем. Один учащийся держит съемник и следит за тем, чтобы крюки прилегали к торцу обода шкива, а другой вращает упорный винт съемника до тех пор, пока винт упрется в торец вала двигателя. При дальнейшем вращении винта шкив начнет сдвигаться с конца вала двигателя.

Рис. 7. Винтовой съемник:
1 — крюк, 2 — вороток, 3 — поперечина, 4 — упорный винт

Крюки съемника должны быть отрегулированы так, чтобы они захватывали шкив одновременно. Если шкив будет захвачен, например, только одним крюком, то при вращении упорного винта съемник перекосится, что приведет к искривлению конца вала. Кроме того, при перекосе съемника требуется значительно большее усилие и шкив с тонкими стенками может дать трещину. Торец упорного винта должен надавливать точно на центр вала разбираемой машины.
При снятии шкива или полумуфты с вала винтовым съемником усилие стягивания действует вдоль оси вала, поэтому вал не может искривиться, а подшипник электрической машины не нагружается этим усилием. При снятии нельзя ударять по воротку съемника молотком, так как можно повредить съемник и сбить его с центра вала.
Наибольшее усилие требуется для первоначального сдвига с вала шкива. Если не удается сдвинуть шкив съемником, прогревают ступицу шкива паяльной лампой. Отверстие ступицы при нагреве увеличится, и шкив легко сдвинется с вала. При этом конец вала обертывают мокрыми тряпками, чтобы он не нагрелся.

При снятии с вала шкив поддерживают руками или подвешивают на грузоподъемном приспособлении, чтобы он не упал. После снятия шкива вращением упорного винта в обратную сторону освобождают и снимают съемник. Разборку машин малой мощности легким съемником может производить один учащийся, одной рукой поддерживая съемник, а другой повертывая упорный винт.

Контрольные вопросы

  1. Какие виды передач применяют для соединения электрических машин с механизмами?
  2. Почему нельзя сбивать шкив с вала молотком?
  3. Как пользоваться винтовым съемником?