Для достижения положительных результатов обучения мастер должен в ходе занятий применять следующие проверенные и оправдавшие себя на практике формы работы:
вводный инструктаж перед изучением каждой новой темы программы;
индивидуальный или бригадный инструктаж; заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж необходим для повторения и закрепления соответствующих знаний по общетехническим дисциплинам и специальной технологии без которых учащиеся не могут сознательно относиться к практической работе.
Вводный инструктаж включает следующие элементы:
проверка явки учащихся и их внешнего вида; опрос учащихся по ранее пройденной теме; ознакомление учащихся с новой операцией;
показ рабочих приемов и их объяснение;
инструктаж по организации рабочего места и сообщение правил техники безопасности;
ознакомление с инструментами, механизмами, приспособлениями, применяемыми при выполнении данной операции или рабочего приема;
выполнение пробных упражнений несколькими учащимися для закрепления рабочих приемов.
Индивидуальный или бригадный инструктаж необходим для того, чтобы учащиеся уяснили себе сущность приемов и специфику их выполнения во всех деталях. Успех обучения, в частности развитие у учащихся самостоятельности и инициативы, в значительной мере зависит от правильного проведения индивидуального инструктажа. Мастер должен вовремя заметить ошибки, допущенные учащимися в приемах работ, и указать на них, иначе неправильный прием может стать привычным, что значительно труднее исправить.
Нужно добиваться от учащихся полного завершения каждой операции, каждого перехода технологического процесса. Этому способствуют регулярные показы приемов и помощь в работе, которую мастер должен оказывать учащимся во время уроков. Мастер должен не только применять правильные приемы, но и работать быстро, чтобы меньше задерживаться возле каждого учащегося и не оставлять группу без внимания. Вместе с тем не следует приучать учащихся слишком часто показывать мастеру свою работу и обращаться к нему за разъяснениями.
Мастер должен проверять обработанные учащимися детали или процессы сборки сразу после завершения работы. Оставлять работу у себя, чтобы проверить ее в день теоретических занятий, не рекомендуется. Проверять работу следует в присутствии учащегося, причем так, чтобы все неправильности и дефекты были ему хорошо видны. Учащиеся должны предъявлять мастеру детали или сборочные единицы для контроля только после того, как сами их проверят.
На уроках производственного обучения учащиеся должны закрепить теоретические знания и получить опыт измерения микрометром, штангенциркулем, угломером.
калибрами, должны пользоваться таблицами допусков, определять класс чистоты поверхности.
В процессе выполнения заданий учащиеся пользуются чертежами, инструкциями и технологическими картами. Пользование технологическими картами помогает учащимся освоить последовательность выполнения операций, создает у них правильное представление о современной передовой технологии, связи между производственным и теоретическим обучением, а также приучает их применять передовые методы в работе.
Заключительный инструктаж, проводимый в конце занятия, состоит из следующих элементов: разбор ошибок, допущенных в процессе выполнения упражнений;
осмотр и оценка выполненных учащимися работ;
оценка результатов занятия;
разбор характерных затруднений, возникающих при выполнении работ, анализ их причин и способов устранения.
В конце заключительного инструктажа мастер задает учащимся контрольные вопросы. Эти вопросы приведены в конце каждой темы.
Учащиеся должны принимать активное участие в заключительном инструктаже. Это способствует воспитанию у них самостоятельности в работе. Существенным моментом в заключительном инструктаже являются конкретные указания мастера по подготовке учащихся к следующему занятию.
После заключительного инструктажа учащиеся сдают мастеру инструменты и приводят в порядок свои рабочие места. Затем группа покидает мастерскую, а мастер делает необходимые записи в журнале производственного обучения, составляет план занятий на следующий день и подготовляет все необходимое для этих занятий.
ОЦЕНКА УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
Проверка и оценка успеваемости учащихся по производственному обучению является важной составной частью учебного процесса и средством борьбы за высокое качество профессиональной подготовки молодых рабочих. После изложения учебного материала и выполнения учащимися упражнений по его закреплению мастер должен проверить, насколько прочно учащиеся усвоили пройденный материал, оценить знания и умения каждого из них, вскрыть возможные причины отставания некоторых учащихся и наметить меры по оказанию им помощи.
Основными показателями качества усвоения учащимися знаний, умений и навыков по производственному обучению являются:
правильность и рациональность приемов и способов труда, применяемых учащимися, правильность организации рабочего места;
соблюдение правил техники безопасности, технических требований и других качественных показателей учебно-воспитательной работы;
выполнение установленных количественных показателей (нормы времени и выработки), по которым судят о степени овладения учащимися профессиональным мастерством;
степень самостоятельности выполнения задания, показывающая уровень квалификации учащегося.
Успеваемость оценивается на основе учета всех перечисленных показателей. При освоении новых операций основное внимание при оценке результатов работы учащихся обращают на правильное выполнение приемов и соблюдение технических требований. При выполнении комплексных работ, в которые включаются ранее пройденные операции, следят за выполнением норм времени, а затем, по мере усвоения приемов, обращают внимание на самостоятельное применение на практике знаний и умений.
Оценки работы учащихся проставляют, пользуясь едиными нормами оценки успеваемости по производственному обучению согласно Инструкции о планировании и учете учебной работы в профессионально-технических училищах, утвержденной Государственным комитетом Совета министров СССР по профессионально-техническому образованию. Чтобы оценки, выставляемые мастером производственного обучения, были действенными и помогали в борьбе за высокое качество обучения, они должны точно отражать фактический уровень профессиональных знаний, умений и навыков каждого учащегося.
Справедливая оценка, хорошая или плохая, оказывает воспитательное воздействие на учащегося. Это надо использовать для стимулирования учебно-производственной деятельности учащихся. Мастер должен помнить, что незаслуженное завышение оценки вводит в заблуждение учащихся и не способствует их стремлению улучшить свою работу, что приводит к снижению качества подготовки молодых рабочих. Излишняя придирчивость при оценке успеваемости также недопустима, так как незаслуженное занижение оценок неизбежно приводит к расхолаживанию учащихся, вызывает у них чувство обиды и не стимулирует повышение качества работы.
При выставлении оценок мастер объясняет учащемуся, за что ставит ту или иную оценку. Если за работу поставлена отличная оценка, надо объяснить всей группе положительные стороны работы данного ученика. Если работа оценена хорошим баллом, следует указать, чего именно учащийся не выполнил, почему ему нельзя выставить более высокий балл, и дать совет, как добиться лучших показателей. В тех случаях, когда работа оценивается неудовлетворительным баллом, необходимо объяснить учащемуся, какие приемы или операции он выполнил неправильно. При этом надо указать учащемуся пути исправления ошибок и помочь ему добиться лучших результатов в работе.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Заключительным этапом обучения электрослесаря по ремонту электрических машин является производственная практика, проводимая на ремонтном предприятии или на электромашиностроительном заводе. Она имеет большое значение» в подготовке электрослесаря. В этот период обучения учащиеся работают в производственных условиях на современном оборудовании, применяя передовую технологию. Здесь они имеют возможность овладеть высокопроизводительными приемами труда, перенять опыт передовых рабочих. Работа в коллективе является важным средством коммунистического воспитания. Она вырабатывает у учащихся стремление работать творчески и участвовать в рационализации труда.
Производственная практика начинается с ознакомления учащихся с правилами техники безопасности на предприятии и отдельных его участках. Занятия по технике безопасности проводит инженер предприятия. Первое знакомство с предприятием имеет большое значение для воспитания у учащихся чувства гордости за свою будущую профессию. Обычно беседу о предприятии проводит один из преподавателей отдела технического обучения предприятия. Мастер производственного обучения училища согласовывает с преподавателем содержание беседы.
Примерный план вводной беседы:
- Профиль предприятия, выпускаемая продукция и ее значение в народном хозяйстве.
- Краткая история предприятия.
- Особенности технологии производства.
- Основные цехи, их назначение и роль в обеспечении выполнения предприятием государственного плана.
- Взаимосвязь между цехами в процессе ремонта электрических машин.
- Основные материалы, применяемые при ремонте.
- Правила поведения учащихся в цехах и на территории предприятия.
- Рационализаторская работа на предприятии и достижения передовиков производства.
Вводная беседа сопровождается экскурсиями по цехам предприятия. В экскурсионную группу должно входить не более 10—15 учащихся, иначе объяснения экскурсовода не будут слышны. Большую учебную группу следует разбить на несколько подгрупп.
При ознакомлении с производством обращают внимание учащихся на его механизацию, использование новых материалов, приспособлений для разборки и сборки электрических машин. Знакомят учащихся не только с теми цехами, где они будут проходить практику, но и с другими основными цехами: литейным, механическим, штамповочным. Во время экскурсий обращают внимание учащихся на важность труда электрослесаря в процессе ремонта электрических машин, рассказывают о лучших людях предприятия, членах бригад коммунистического труда, рационализаторах и изобретателях.
Мастер производственного обучения училища в период производственной практики должен:
правильно распределить учащихся по рабочим местам, оснащенным современным оборудованием, механизмами и приспособлениями, чтобы были изучены наиболее типичные и характерные виды работ, выполняемых рабочими данной профессии;
обеспечивать учащихся производственными заданиями, отвечающими требованиям учебных программ, и снабжать их технической литературой по профессии; систематически контролировать работу учащихся.
В процессе производственной практики на предприятии учащиеся имеют возможность ознакомиться с прогрессивными методами ремонта электрических машин — планово-предупредительным и поточным. Участвуя в общественной жизни предприятия, учащиеся знакомятся с ролью постоянно действующих производственных совещаний, организацией коммунистических субботников. В процессе производственной работы учащиеся приобретают опыт сдачи изготовленной продукции высокого качества с первого предъявления.
Производственная практика на предприятии заканчивается присвоением учащимся квалификации в зависимости от успехов производственной практики.