Перед снятием машины с фундамента или салазок отсоединяют ее от сети. Кабель, по которому подводится ток к двигателю, опускают вниз или отводят в сторону, чтобы не повредить его при подъеме машины краном. Следует предупредить учащихся, что нельзя резко перегибать кабели, иначе могут образоваться изломы изоляции. Чтобы защитить концевую кабельную разделку от попадания воды, ее вместе с жилами и наконечниками после отсоединения машины завертывают в лакоткань.
Затем двигатель отсоединяют от механизма, с которым он соединен. Чаще всего двигатели средней мощности соединены с механизмом муфтами или клиноременной передачей. Чтобы снять ремни, ослабляют их натяжение, отвертывая натяжные болты салазок, на которых установлен двигатель. Отвинчивают болты, крепящие двигатель к фундаменту или стальной конструкции. Двигатель снимают при помощи грузоподъемных механизмов.
Все работы, связанные с подъемом и перемещением грузов, относятся к такелажным работам. При производстве такелажных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности, так как малейшее нарушение этих правил может привести к серьезным авариям и несчастным случаям с людьми. К производству такелажных работ допускаются рабочие не моложе 18 лет, физически здоровые, прошедшие производственное обучение по программе подготовки такелажников, сдавшие испытание квалификационной комиссии и получившие соответствующее удостоверение.
При такелажных работах исключительно большое внимание уделяется надежной строповке груза. Электрические машины средней мощности стропят за грузовые винты, вставив в отверстия ломик. Это наиболее простой способ; позволяющий быстро надеть или снять петли стропов. При подъеме или перемещении груза надо быть очень внимательным и не забывать ни одной мелочи. Нельзя оставлять на поднимаемом грузе инструменты или незакрепленные детали, так как они могут упасть и причинить людям тяжелые увечья. Под поднятым грузом не должно быть людей.
Прежде чем подать сигнал крановщику о подъеме груза, убеждаются в надежности его строповки. При подъеме груза нельзя быстро отрывать его от пола и волочить по полу, если он находится за пределами действия грузоподъемного устройства. Все грузоподъемные механизмы и стропы периодически осматривают и испытывают; при этом составляют акты о годности их для эксплуатации. Все стропы снабжают бирками, на которых указана их грузоподъемность, дата испытания и пригодность к работе.
Двигатель, снятый с фундамента, ставят на тележку и отвозят в ремонтный цех. Перед разборкой двигатель очищают снаружи тряпками и щетками, смоченными керосином, чтобы грязь не попала внутрь его.
Контрольные вопросы
- Как производится отсоединение двигателя от сети?
- Кто допускается к такелажным работам?
- Как стропят электрические машины средней мощности?
- В чем надо убедиться перед подъемом двигателя краном?
- Как очищают наружную поверхность двигателя перед разборкой?
ДЕФЕКТАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПЕРЕД РЕМОНТОМ
Стоимость ремонта, его продолжительность и качество зависят от точности определения характера неисправности; это называется дефектацией. Поэтому перед ремонтом каждой машины определяют, в чем заключается неисправность. Часто неисправности, имеющие одни и те же признаки, бывают вызваны разными причинами. Поэтому определение характера неисправности представляет трудную задачу. Для этого требуются не только знания, но и большой практический опыт. Учащиеся, проходящие производственную практику на ремонтном предприятии, должны привлекаться к этой работе, чтобы у них вырабатывалось умение определять характер неисправности путем прослушивания работы машины и по приборам.
Неисправности электрических машин разделяют на внешние и внутренние.
К внешним неисправностям электрических машин относятся: обрыв одного или нескольких проводов, соединяющих машину с сетью, или неправильное их соединение; перегорание плавкой вставки предохранителя; пониженное или повышенное напряжение питающей сети; перегрузка машины; ухудшение вентиляции; высокая температура окружающей среды.
Внутренние неисправности разделяются на электрические и механические. К электрическим неисправностям относят неисправности обмоток и их соединений. Как показывает практика, до 70% поступающих в ремонт машин имеют электрические неисправности. К механическим неисправностям относят нарушение работы подшипников, ослабление прессовки магнитных сердечников, нарушение регулировки давления щеток на коллектор, искривление и поломку вала и т. п.
Прежде чем снимать машину с места установки для ремонта, определяют характер ее неисправности. Внешнюю неисправность легко устранить на месте, при внутренних неисправностях машину снимают с места установки и отправляют в ремонт.
Всякая неисправность электрической машины тем легче может быть устранена, чем раньше она обнаружена. Поэтому при текущих осмотрах необходимо тщательно проверять все составные части машины. Приведем несколько примеров.
Повышенное сопротивление контакта одной из фаз на зажимах асинхронного двигателя можно легко устранить на месте установки. Если же этот двигатель будет работать в режиме двухфазного включения, то может сгореть обмотка статора.
Нарушение соединения обмотки якоря с пластиной коллектора можно восстановить, пропаяв контакт, иногда даже не разбирая машину. Если эту неисправность не заметить вовремя, провода обмотки якоря расплавятся и потребуется ее капитальный ремонт.
В случае междувитковых замыканий в катушке статора можно отключить замкнутые витки и разомкнуть их выводные концы. При работе машины с замкнутыми витками произойдет расплавление части обмотки, а в машинах большой мощности может выгореть даже участок магнитного сердечника («пожар» в железе).
Сопротивление изоляции обмотки, пониженное вследствие отсыревания, можно легко восстановить сушкой обмотки. Если этого не сделать, может произойти пробой изоляции на корпус и машина выйдет из строя.
Разматывание бандажа или обрыв отдельных проволок исправляют его перемоткой. Если этого не сделать вовремя, обмотка якоря поднимется из пазов и будет задевать за неподвижные части машины, что приведет к выходу из строя всей машины.
Из приведенных примеров видно, что задачей эксплуатации электрических машин является предупреждение аварий.
Исправное состояние и хорошая работа обмоток зависят от ряда факторов, которые как будто прямого отношения к обмоткам не имеют, но их необходимо устранять при ремонте во избежание повторного выхода машины из строя. Например, при заедании подшипников электродвигатель попадает в режим короткого замыкания, когда статор подключен к сети, а ротор не вращается. При этом по обмотке протекает ток, в несколько раз больший номинального, обмотка сильно нагревается, и изоляция ее обугливается. Чрезмерный нагрев коллектора машины постоянного тока вследствие неисправности щеточного аппарата может вызвать распаивание соединений обмотки якоря с коллектором. Задевание ротора за статор при чрезмерном износе подшипников скольжения неизбежно сопровождается повреждением обмоток. Если наружная поверхность двигателя и решетки для забора охлаждающего воздуха загрязнены, то это ухудшает охлаждение и ускоряет старение изоляции. Нарушение изоляции листов сердечников влечет за собой усиленный нагрев, при котором изоляция обмоток может обуглиться.
В настоящее время все больший объем ремонта электрических машин приходится на крупные ремонтные предприятия, снабженные передовой техникой. Ремонт отдельных частей электрических машин выполняется рабочими различных профессий. Так, ремонт обмоток выполняют обмотчики, сварочные работы — сварщики, механическую обработку — станочники. Однако ни одна из ремонтируемых машин не проходит мимо электрослесаря, так как перед ремонтом ее надо разобрать, а после ремонта снова собрать. От качества разборки и сборки зависит надежность отремонтированной машины. Проверяя поступившую в ремонт машину до ее разборки, электрослесарь определяет характер неисправности, а от этого зависит скорость выполнения ремонта, его стоимость и качество.
Контрольные вопросы
- Какие неисправности электрических машин называются внешними?
- Какие неисправности относятся к внутренним?
- Как устранить повышенное сопротивление контакта?
- Почему нельзя оставлять в работе машину с межвитковыми замыканиями обмотки статора?
- Как восстановить пониженное сопротивление изоляции?
- К чему приводит заедание подшипников двигателя?