Содержание материала

Производственное обучение имеет решающее значение в профессиональной подготовке учащихся. Оно должно проводиться в процессе производительного труда как в учебных мастерских, так и на промышленных ремонтных предприятиях на изделиях, имеющих производственную ценность. Упражнения на макетах и заготовках допустимы лишь для получения учащимися первоначальных навыков и умений по отдельным приемам и операциям.
Целесообразно организовать работу в учебных мастерских на базе выполнения заказов на ремонт электрических машин, принимаемых от ремонтного предприятия, на котором учащиеся будут проходить производственную практику, или от других предприятий. При этом надо так подбирать ремонтируемые машины, чтобы учащиеся могли при их ремонте изучить все вопросы программы производственного обучения. Руководство бригадами учащихся следует поручить опытным слесарям по ремонту электрических машин, чтобы учащиеся с первых же дней осваивали правильные приемы работы.
Мастер производственного обучения должен поддерживать постоянную связь с преподавателем специальной технологии, чтобы на уроках учащиеся проходили необходимый теоретический материал перед выполнением операций в учебной мастерской. Для охвата всей программы обучения группы учащихся должны чередоваться на различных операциях разборки, ремонта и сборки машин согласно специальному графику, составленному мастером производственного обучения и утвержденному руководством училища.
Производительный труд учащихся должен быть полностью подчинен основным учебно-воспитательным задачам. Необходимо научить учащихся работать старательно, быстро и давать продукцию высокого качества. Обучение должно быть основано на современной технике и технологии производства, передовой организации труда и высокопроизводительных способах работы. Оно базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении специальных, общетехнических и других предметов. Благодаря этому облегчается освоение учащимися профессиональных навыков и умений, углубляются их знания и закладывается прочная основа роста производственной квалификации.
Программа обучения построена по операционнокомплексной системе, которая обеспечивает последовательное и систематическое овладение учащимися производственными умениями, навыками на уровне современных требований, а также возможность планомерного повышения их производительности труда. Время, отводимое на каждую операцию, рассчитано лишь на первоначальное овладение ею.
После освоения основных приемов работы и главных операций разборки, ремонта и сборки электрических машин проводятся комплексные работы с возрастающей степенью сложности. При этом учащиеся осваивают наиболее характерные сочетания приемов и операций, овладевают современными способами выполнения типичных работ по профессии и высокопроизводительными методами труда.
На протяжении производственного обучения мастер руководит работой каждого учащегося следующим образом:
помогает ему организовать рабочее место;
объясняет технические требования, предъявляемые к выполняемой работе, правила организации труда и техники безопасности;
показывает наиболее рациональные приемы выполнения каждой новой операции, пользование инструментами и приспособлениями;
проверяет ход выполнения работы и ее результаты указывает на допущенные учащимися ошибки, объясняет и показывает, как нужно устранять недостатки в работе.
Особое внимание мастер уделяет освоению учащимися новой техники, высокопроизводительных приемов работы и культуры труда.

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Морально-политические качества советских людей формируются всем социалистическим укладом нашей жизни, но прежде всего идейно-воспитательной работой партии. Сердцевиной всей идейно-воспитательной работы партии является формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического мировоззрения. На одном из первых мест в идеологической работе, которую проводит партия, стоит воспитание в советских людях нового, коммунистического отношения к труду.

Очень важно развивать у учащихся чувство ответственности за выполняемую работу. Надо разъяснять им, какие убытки терпит народное хозяйство при выходе из строя электродвигателя из-за небрежно выполненного ремонта. Очень важно научить их беречь используемые в работе материалы, измерительные инструменты и электрические приборы. При каждом новом виде работ следует сообщать учащимся стоимость материалов и деталей.
Чтобы учащиеся чувствовали ответственность за выполняемую работу и проявляли инициативу при овладении знаниями и производственными навыками, необходимо заранее знакомить их с предстоящими в ближайшие дни работами. Это приучает их планировать свое время, заранее присматриваться к тем приемам, которыми они должны будут овладеть. Это особенно важно в период работы на ремонтном предприятии, где мастер не имеет возможности постоянно наблюдать за всеми учащимися.
Важное значение имеет воспитание у учащихся чувства гордости за свое училище и предприятие, на котором они будут работать. Для этого их следует ознакомить с историей и перспективным планом развития предприятия, его передовыми людьми. На примере данного предприятия учащиеся будут видеть, как развивается наша промышленность, как внедряются в жизнь достижения науки и техники. На конкретных примерах надо показать им, какое большое значение имеют электрические машины в энерговооруженности рабочего, в повышении производительности труда, механизации и автоматизации производства, т. е. в решении основных задач создания экономической базы коммунистического общества.
Следует рассказать учащимся о том, какое исключительно важное значение в жизни партии, всего советского народа в борьбе за построение коммунизма в нашей стране имеют решения XXIV съезда КПСС. Рассказать о намеченных мерах по улучшению управления промышленностью, совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования промышленного производства. Для осуществления этих решений каждый рабочий должен знать, какие конкретные меры необходимо принять, чтобы предприятие работало лучше, рентабельнее, как скажется улучшение работы предприятия на условиях труда и быта, на материальном обеспечении трудящихся.
Мастер должен стремиться к тому, чтобы каждый учащийся понимал, что социалистическое соревнование направлено на скорейшее внедрение новой техники, научной организации труда, улучшение качества продукции, всемерное повышение производительности труда. Все передовое, что есть на предприятии, должно благодаря социалистическому соревнованию получить массовое распространение. В этом важное условие достижения новой, более высокой ступени хозяйствования на каждом предприятии.