Виноградов Н. В.
Производственное обучение электрослесарей по ремонту электрических машин. Изд. 2-е, переработанное М., «Высшая школа», 1975.
Методическое пособие содержит указания по организации и проведению производственного обучения электрослесарей по ремонту электрических машин в профессионально-технических учебных заведениях. В пособии изложены также методические указания по разборке и сборке электрических машин, по текущему и капитальному их ремонту.
Пособие предназначено для мастеров профессионально-технических учебных заведений и инструкторов производственного обучения предприятий, на которых учащиеся проходят производственную практику.
Рекомендовано к изданию Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В создании материально-технической базы коммунизма ведущую роль играет электрификация, призванная обеспечить развитие всех отраслей народного хозяйства, их электровооруженность и технический прогресс. План электрификации предусматривает значительное увеличение выработки электроэнергии и выпуска электрических машин.
Кадры специалистов по эксплуатации и ремонту электрооборудования подготовляются в системе профессионально-технического образования, в том числе электрослесари по ремонту электрических машин.
Электрослесарь должен знать методы разборки, ремонта и сборки электрических машин. Настоящее методическое пособие и освещает эти вопросы. Методика обучения слесарному делу изложена в специальных пособиях *.
Объяснение производственных приемов должно базироваться на теоретических знаниях, полученных учащимися на уроках специальной технологии. В процессе производственного обучения рекомендуется пользоваться рисунками из учебника по специальной технологии ** и учебными плакатами.
Приведенный в методических указаниях материал должен быть сообщен учащимся при изучении соответствующих тем производственного обучения. Это может быть сделано различными методами — проведением беседы, показом макетов или деталей ремонтируемых машин и т. д. Методы обучения не приведены для каждого отдельного случая, так как это связывало бы инициативу мастера производственного обучения.
* Митрофанов Л. Д. Производственное обучение слесарному делу. М., «Высшая школа», 1969.
** Виноградов Н. В Электрослесарь по ремонту электрических машин. М., «Высшая школа», 1974.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ОБОРУДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ
Оснащение учебной мастерской по разборке, ремонту и сборке электрических машин должно соответствовать техническому уровню оборудования, применяемого на современных ремонтных заводах. В частности, мастерская должна иметь моечные ванны для промывки деталей демонтируемых машин, сеть сжатого воздуха, лампы местного освещения, розетки для включения электронагревательных приборов, универсальные измерительные приборы и инструменты, винтовые съемники для разборки машин, грузоподъемные механизмы для транспортировки ремонтируемых машин, электроизмерительные приборы, виброметры, индикаторы, термометры, наборы слесарных инструментов, верстаки.
Для ознакомления учащихся с конструкцией электрических машин в учебной мастерской размещают на специальных столах наглядные пособия, представляющие собой детали этих машин. Сложные составные части, например коллекторы, должны быть в собранном и разобранном виде. Для объяснения устройства алюминиевой беличьей клетки ротора асинхронного электродвигателя рекомендуется растворить его стальной сердечник, поместив ротор в химические реактивы. Останется только алюминиевая клетка, на которой видны стержни обмотки, замыкающие кольца и лопатки вентиляторов.
Чтобы показать размещение изолированных обмоток в пазах, надо иметь макеты разрезанных сердечников якоря. Аналогичные макеты должны изображать сечение полюсной системы машины постоянного тока с разрезанными полюсными катушками, укрепленными на полюсах.
Для объяснения устройства подшипников полезно иметь макеты, представляющие собой их продольные разрезы. Кроме того, нужно иметь шариковые и роликовые подшипники в разобранном и собранном виде.
Очень полезными учебными пособиями являются собранные электрические машины, у которых вырезана четверть подшипниковых щитов и станины (рис. 1).
Рис. 1. Макет машины постоянного тока
Изготовление таких наглядных пособий является довольно трудоемкой и сложной задачей, но они позволяют легко объяснить устройство машины. Такие макеты дают возможность поворачивать якорь, останавливая его в разных положениях. Делать это надо осторожно, чтобы не повредить пальцы вращающимися частями, например лопастями вентилятора. Рекомендуется якорь застопорить и освобождать его только для демонстрационных занятий под руководством мастера.
На стены учебной мастерской следует повесить в застекленных рамках чертежи электрических машин наиболее распространенных единых серий, выполненные тушью на ватмане. Верхнюю половину чертежа изображают в разрезе, нижняя половина должна представлять собой наружный вид машины. Для большей наглядности разрезы надо не штриховать, а закрашивать красками различных цветов, отображающих характер материала. Обычно алюминий изображают бледно-голубой краской, сталь — голубой, медь — желтой, изоляцию — коричневой. Вал, являющийся телом вращения, можно растушевать тенями. Для лучшего усвоения учебного материала рекомендуется повесить на стены чертежи тех машин, которые имеются в учебной мастерской в качестве макетов.
Рис. 2. Рабочее место электрослесаря
Кроме конструкций электрических машин на настенных плакатах изображают наиболее распространенные электрические схемы, например схемы дощечек зажимов асинхронного двигателя и машины постоянного тока с разными системами возбуждения, схему переключения трехфазной обмотки со звезды на треугольник, схемы реверсирования, схемы обозначения выводов электрических машин. Выполнение таких схем полезно поручить учащимся.
Мастер знакомит учащихся с оборудованием учебной мастерской, наглядными пособиями, макетами, а затем с рабочими местами. С первых же занятий надо приучать учащихся соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте. При выполнении работ инструменты, которые берут правой рукой, должны быть уложены на верстаке справа, а инструменты, которые берут левой рукой, — слева. Инструменты, которыми пользуются часто, должны быть расположены ближе, а те, которыми пользуются реже, могут быть размещены дальше (рис. 2).
На верстаке не должно быть лишних материалов и инструментов, не используемых при данной работе. Надо разъяснить учащимся, что с этих, казалось бы, мелочей начинается научная организация труда, от которой зависят его производительность и качество продукции. Не следует жалеть времени на терпеливое разъяснение этих положений, так как значительно труднее потом отучить учащихся от вредных привычек, если они их приобретут в начале обучения.
При ознакомлении учащихся с общими задачами техники безопасности и путями устранения травматизма в учебных мастерских мастер рассказывает о возможных причинах травматизма на производстве. Подробно освещает меры предупреждения травматизма, такие как запрещение пользоваться неисправными инструментами, ограждение вращающихся частей станков и электрооборудования, находящегося под напряжением, и др. Разбирает типовые инструкции по технике безопасности.
Мастер подробно перечисляет причины возникновения пожаров и способы их предупреждения. Знакомит учащихся с противопожарными мероприятиями и учит пользоваться средствами для тушения пожаров. Указывает на причины загораний осветительных и силовых сетей и средства защиты.
На электромашиностроительном производстве наиболее опасными участками в отношении возникновения пожара являются помещения, в которых производится» пропитка обмоток. Поэтому лаки и растворители должны храниться в соответствии с правилами их хранения. Должна быть обеспечена надежная вентиляция помещения.