ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
РАЗЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ КОММУТАЦИИ
9-1. ТОРЦОВЫЕ КОЛЛЕКТОРЫ
Общие сведения
Как известно, механические факторы оказывают очень большое влияние на коммутацию. Однако несмотря на то, что это положение хотя и не вызывает сомнений, о степени этого влияния существуют значительные разногласия. Одни исследователи считают, что механические факторы являются в числе главных, другие же, что они являются основными, т. е. значительно превалирующими над другими факторами, обусловливающими искрение.
Поэтому исследования, проведенные с целью сравнения коммутации на торцовых и цилиндрических коллекторах, с этой точки зрения представляют известный практический интерес.
В настоящее время цилиндрические коллекторы находят широкое применение и в микромашинах специального назначения. Очень часто у некоторых машин, являющихся в коммутационном отношении весьма напряженными, появляется значительный брак в виде подгаров коллекторов, возникающих вследствие недопустимого искрения. Можно назвать ряд причин этого брака:
- Допустимый бой коллектора в статическом состоянии составляет 20—30 мк, при вращении он возрастает, так как собственная частота якоря значительно больше частоты вынужденных колебаний, раскачивающих якорь.
- Несмотря на тщательность и высокую культуру производства при изготовлении цилиндрического коллектора, допускаемый перепад коллекторных пластин в статическом состоянии, равный нескольким микронам, начинает вырастать при вращении из-за действия температурных и динамических факторов. Так называемая «динамическая деформация» коллектора была хорошо показана в последнее время локационными наблюдениями.
- Демпфирующие и инерционные свойства токопередающих аппаратов, которые сами по себе противоречивы и изменяются в процессе износа щетки, довольно далеки от совершенства.
- Зазоры в подшипниках обусловливают колебания, передающиеся к скользящему контакту.
- Вследствие воздействия со стороны коллектора радиус контактной поверхности щетки становится больше радиуса коллектора, что приводит к образованию клиновидных пространств в скользящем контакте и сокращает период коммутации от 0,2—0,7 его теоретического значения (при этом щетка фактически как бы несет на себе лишний груз). Следствием этого явления будет дугообразование в клиновидных пространствах и взаимный перенос материалов коллектора и щеток, что еще более усилит вибрацию их.
Был разработан ряд мер по борьбе с вышеуказанными недостатками:
- Применение разрезных щеток и различных комбинаций пружин.
- Замена радиальных щеткодержателей на реактивные в нереверсивных машинах.
- Применение торцовых коллекторов.
Как известно, электрические машины с торцовыми коллекторами работают в условиях повышенной вибрации и на ответственных объектах. К числу этих машин относятся возбудители крупных турбогенераторов, автомобильные генераторы и др. Тот факт, что торцовые коллекторы не нашли широкого распространения в ряде электрических машин, объясняется следующими причинами:
- При скоростях до 3 000 об/мин, слабых электрических нагрузках на коллекторно-щеточный узел и неполном использовании активных материалов цилиндрический коллектор обеспечивает удовлетворительную коммутацию.
- Внедрение торцовых коллекторов связано с изменением конструкции машин и технологических процессов, что ведет к изготовлению новой оснастки и реконструкции старой.
Проверка коммутации на торцовых коллекторах и сравнение их с цилиндрическими
Для исследования возможностей, заключенных в применении торцовых коллекторов, инж. Л. В. Лобашевский и И. И. Туктаев провели ряд опытов на электрических машинах с тяжелыми условиями коммутации. Цилиндрические коллекторы этих машин были заменены торцовыми коллекторами. Испытания машин показали, что они имеют значительный запас в коммутационном отношении и допускают перегрузки в несколько раз, причем плотность тока под щетками ЭГ8 при этом повышается с 10—16 до 40—70 а/см2, а искрение составляет 1 — 1,25 балла.
Результаты этих опытов явились следствием особенностей, которые наблюдались при работе щеток на торцовом коллекторе:
- Так как коллекторы протачивались в точно отстроенных центрах, аксиальный бой коллектора составлял 1— 2 мк, т. е. в 10—15 раз меньше, чем на цилиндрическом коллекторе, и не было оснований предполагать, что он увеличится в динамическом режиме, так как в машинах существовало соответствующее закрепление подшипников фланцами щитов. Таким образом, динамическое воздействие коллектора на щетку было доведено до минимума.
- Ввиду того, что действие центробежных сил на коллекторные пластины торцового коллектора происходило в плоскостях, перпендикулярных направлению силы нажатия на щетку, радиальное перемещение их во время вращения не создавало ударной нагрузки на щетку. Следовательно, на опытных машинах щетка работала более спокойно.
- Щетка скользила по плоской поверхности, и клиновидные пространства в контакте практически отсутствовали, что увеличивало фактическую поверхность непосредственного соприкосновения, а это приводило к тому, что период коммутации не сокращался, обеспечивая переключение секций без усиленного искрения.
- Улучшилось охлаждение коллекторно-щеточного узла, так как поток воздуха не скользил по поверхности коллектора, а сталкивался с ней.
- Щетка работала удовлетворительно при пониженном давлении, что снизило силу трения между ней и коллектором и уменьшило потери в скользящем контакте.
- Спокойная работа щеток на торцовом коллекторе способствовала образованию устойчивой пленки.
Как показала экспериментальная работа Л. В. Лобашевского и И. И. Туктаева, в факторах механической природы при работе щеток на коллекторах заложены исключительно большие возможности для улучшения коммутации, так как при более спокойной работе (торцовые коллекторы) удалось увеличить плотность тока в контакте почти в 4 раза при одновременном уменьшении степени искрения щеток. Работы в этом направлении как теоретические, так и экспериментальные заслуживают большого внимания.