Измерение сопротивления обмоток постоянному току проводится в практически холодном состоянии непосредственно на их выводах мостом постоянного тока (Р-333 или др.) по схеме (рис. 1). Может выполняться методом вольтметра и амперметра (по закону Ома). При этом разница между температурами окружающей среды и обмоток не должна быть более ±3°С.
Цель измерения — сравнением полученных величин сопротивлений обмоток с расчетными (или стандартными для данной машины по ГОСТу) решить ее пригодность к эксплуатации или установить причины расхождения.
Причинами отклонений могут быть: плохая пропайка или сварка соединений в обмотках, плохая затяжка контактов выводов, крупные витковые замыкания, отклонения сечений обмоточных проводов от расчетных и т.п.
Значения замеров не должны отличаться от расчетных (стандартных) более чем на ±5 %. Для большей достоверности результатов замеры сопротивлений для каждой обмотки делаются не менее трех раз при различных величинах тока с определением средней. Различие средних сопротивлений обмоток разных фаз не должно быть более 1 %. В противном случае проводятся повторные измерения (выясняются причины).
Измерение сопротивления обмоток постоянному току
Рис. 1. Схема для определения сопротивления обмотки: 1 — обмотки машины, 2— мост постоянного тока
В современных машинах (АИР и др.) нередко фазные обмотки статора имеют внутренние соединения в «звезду» или «треугольник». Тогда в коробке на щитке имеются только три вывода. 

У асинхронных машин с фазным ротором измерение сопротивления обмоток роторов делается между контактными кольцами соответствующих фаз, когда ротор находится в покое.
В машинах постоянного тока сопротивление обмоток якоря замеряется между коллекторными пластинами, отстоящими друг от друга на расстоянии полюсного деления, при поднятых щетках.