Содержание материала

Глава 4.
ЭЛЕКТРОСИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ
4.1. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ

Общие требования

Электродвигатель выбирается в соответствии с мощностью приводимого механизма, а конструкция его — с учетом свойств окружающей среды (табл. 4.1).
Электродвигатели и пусковая аппаратура напряжением 127 В и выше должны быть занулены или заземлены (см. том. II).
На корпусах двигателей наносится яркой краской стрелка, указывающая направление вращения ротора.
На всех пусковых устройствах должны быть надписи: «Пуск» и «Стоп», а на реверсируемых агрегатах: «Вперед», «Назад» и «Стоп». У всей пускорегулирующей и защитной аппаратуры (рубильники, магнитные пускатели и контакторы, предохранители), установленной на групповых щитах или силовых ящиках (пунктах), обязательны надписи, указывающие, к каким агрегатам они относятся.
Вращающиеся части машин (шкивы, муфты) должны быть ограждены. При установке машин необходимо обеспечивать возможность свободного доступа к ним для надзора и ремонта. Двигатели устанавливаются на раме или фундаменте, чтобы исключить вибрацию здания.
Возвышение фундамента над полом должно быть не менее 50 мм. Для машин с высотой до 1 м расстояние в свету между корпусом машины и стеной здания или между корпусами машин, а также между торцами рядом стоящих машин при наличии прохода с другой стороны должно быть не меньше 0,3 м для машин с высотой до 1 м. Ширина прохода между машинами или между ними и частями здания должна быть не менее 1 м.
Труба с подводящими проводами должна заканчиваться вблизи зажимной коробки двигателя. Конец трубы оконцовывается втулкой. На провода между трубой и зажимной коробкой нужно обязательно надевать дополнительную изоляцию (резиновые или хлорвиниловые трубки).
Во взрывоопасных помещениях кабели или стальные трубы с проводами заводятся в специальную коробку на двигателе через уплотняющие сальники.

Система привода

Короткозамкнутые двигатели применяются, когда нет необходимости регулировать число оборотов механизма или когда такое регулирование осуществляется механическим путем с помощью коробки скоростей, фрикциона и т, д.
Наибольшая мощность короткозамкнутых двигателей, подключаемых к сети, зависит от схемы питания. Если от трансформатора питается только один электродвигатель, его мощность может быть равной мощности трансформатора. Если питается несколько двигателей, необходимо проверить величину напряжения на зажимах других двигателей при запуске самого мощного из них (потеря напряжения от пускового тока). При нечастых пусках (1—2 раза в час) допускается снижение напряжения не ниже 80% от номинального (чтобы не отключались другие двигатели).
Асинхронные двигатели с фазным ротором применяют, когда необходимо регулировать число оборотов в сторону уменьшения или при нагрузках, требующих повышенного пускового момента (лесорамы, мощные насосы и т. д.).
Двигатели постоянного тока применяются при необходимости регулирования скорости механизма в больших пределах.
Синхронные двигатели следует применять во всех случаях, когда нет необходимости регулировать число оборотов (крупные компрессоры, насосы и т. д.).
Многоскоростные короткозамкнутые двигатели применяются, когда требуется ступенчатое изменение числа оборотов в 2—4 раза. Скорость изменяется путем переключения числа пар полюсов машины. С уменьшением скорости одновременно уменьшается и мощность двигателя.

Типы электродвигателей

В последние годы промышленностью разработаны (и начат выпуск) электродвигатели новой единой серии 4А с улучшенными эксплуатационными характеристиками и пониженным расходом цветных и черных металлов, затрачиваемых на их изготовление.
Обмотка машин выполнена эмалированными проводами с полиэфирной изоляцией (ПЭТВ), с повышенной нагревостойкостью и механической прочностью. В двигателях с высотой оси вращения 50—132 мм применены герметизированные подшипники серии 180000 с двухсторонним резиновым уплотнением и заложенной в ник смазкой на срок службы не менее 12 тыс. часов.
Новая серия охватывает двигатели защищенного, закрытого и взрывобезопасного исполнения в основной и специальных модификациях (с повышенным пусковым моментом, повышенным скольжением, многоскоростные и т. п.). Основные типы и характеристики электродвигателей приведены в табл. 4.2—4.7.
Двигатели серии А2, АОЛ, ВАО и другие снимаются с производства.

Обозначение (тип) электродвигателей единой серии 4А 4А □ □ □ □ □ S (M; L) А(В) □ □ □
4 — порядковый номер серии.
А — асинхронный.

  1.  — буква — Н, указывающая исполнение двигателя по способу защиты от воздействия окружающей среды (защищенные).

При отсутствии данной буквы — закрытые, обдуваемые (IP44).

  1.  — буква, указывающая исполнение двигателей по материалу станины и щитов.

А — станина и щиты алюминиевые.
X — любое сочетание алюминия и чугуна для станины и щитов. При отсутствии буквы — станина и щиты из чугуна или стали.
□ — две или три цифры — высота оси вращения (мм).

  1.  — буква S; М или L — условное обозначение установочного размера по длине станины.
  2.  — буква А или В — условное обозначение длины сердечника статора при условии сохранения установочного размера. Отсутствие буквы означает наличие только одной длины сердечника.
  3. — числа 2, 4, 6, 8, 10, 12 — число полюсов.

□ — буква и цифра (напр. У3) — климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТу 15150—69,

Таблица 4.1. Выбор исполнения электродвигателей по условиям окружающей среды

1 В среде с чугунной и стальной пылью следует избегать применения электродвигателей защищенного исполнения. В случае вынужденного их применения необходимо покрывать на 2 раза лобовые части обмотки пастой следующего состава (по массе):
тальк технический — 00—70%; лак бакелитовый, фенольный — 30—40%.
После каждой обмазки сушить при температуре 115 С 15—16 ч. Мощность двигателя снижается на 10—15%.

Таблица 4.2 Закрытые обдуваемые двигатели единой серии малой мощности

Таблица 4.3. Закрытые обдуваемые двигатели единой серии (основное исполнение)

Таблица 4.4. Двигатели защищенного исполнения

Таблица 4.5. Асинхронные двигатели единой климатической модификации (химостойкие, холодостойкие, влагостойкие, для сельского хозяйства)

Таблица 4.6. Взрывозащищенные двигатели единой серии В и ВР, КО и ВАОА

Взрывонепроницаемые

Таблица 4.7. Многоскоростные двигатели единой серии


Окончание табл. 4.7