Содержание материала

Обслуживание судового электрооборудования проводят в соответствии с Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования, которые введены в действие с 14 сентября 1978 г. 
Общая ответственность за правильную техническую эксплуатацию электроустановок на судне возлагается на старшего (главного) механика, а непосредственная нх эксплуатация осуществляется электротехническим персоналом, возглавляемым электромехаником или старшим электромехаником. При аттестации судовых механиков обязательно проверяют их знание судовой электротехники и правил электробезопасности. На большинстве судов в машинном отделении электротехническая вахта возлагается на вахтенного механика.
Кроме Правил технической эксплуатации судового электрооборудования, необходимо руководствоваться инструкциями заводов-изготовителей оборудования и служб судового хозяйства пароходств.
Эксплуатация электрооборудования складывается из повседневного обслуживания, связанного с его пуском, включением и выключением, наблюдением за работой и исправностью, профилактических осмотров, чистки и ремонта.
В электротехнической журнале отмечают время пуска и остановки генераторов и основных электроприводов, показания электроизмерительных приборов, состояние изоляции электрической сети, замеченные неисправности, работы, выполненные за день или за вахту.
Профилактические осмотры, ремонт и чистку электрооборудования осуществляют в соответствии с графиком, утвержденным службой судового хозяйства пароходства. Электротехнический персонал ведет специальные формуляры, где по каждому электрическому устройству вносят записи о неисправностях (характере и причинах), выполненных работах по уходу и ремонту (где и когда выполнены эти работы) и т. д.
Один раз в год электрооборудование судна предъявляют Регистру СССР для освидетельствования. Надежность электрооборудования во многом зависит от своевременного проведения профилактических осмотров и чистки.
Для электрических машин существуют три вида профилактических осмотров: без разборки, с частичной разборкой, с полной разборкой. Профилактический осмотр и чистку без разборки электрических машин со щеточным аппаратом производят не реже одного раза в месяц, а машин без щеточного аппарата — не реже одного раза в полгода.
При частичной разборке электрической машины снимают защитные кожухи, вскрывают смотровые и вентиляционные отверстия и снимают один из подшипниковых щитов. Такой осмотр с чисткой выполняют для машин со щеточным аппаратом не реже одного раза в полгода, а машин без щеточного аппарата — не реже одного раза в год. Для наиболее ответственных электрических машин эти сроки сокращаются.
Полная разборка машин, осуществляемая один раз в 1—3 года, называется планово-предупредительным ремонтом.
Значительная часть неисправностей и отказов в электрооборудовании приходится на долю пускорегулировочной аппаратуры. Систематический осмотр, чистка и регулирование аппаратуры резко повышают надежность электроустановки. Особенно это касается электроприводов, работающих в повторно-кратковременном режиме с частыми пусками и остановками. Например, пускорегулировочную аппаратуру грузовых лебедок и кранов рекомендуется проверять и чистить после каждой погрузочно-разгрузочной операции, но не реже одного раза в месяц. Не реже одного раза в месяц проверяют и пускорегулировочную аппаратуру рулевого устройства, брашпиля, шпилей.
Важнейшим условием обеспечения надежной работы ГРЩ и РЩ является поддержание их в чистоте, что может быть достигнуто ежедневными осмотрами и периодической чисткой — не реже одного раза в 3 мес. Один раз в 2—4 года производят профилактические осмотры РЩ с частичной разборкой. Очень важно проверить, насколько обжаты все контактные соединения, чего нельзя сделать в обычных эксплуатационных условиях, когда все распределительные щиты находятся под напряжением.
Ответственность за правильную эксплуатацию и сохранность электроприводов грузовых и шлюпочных лебедок, кранов, брашпилей и шпилей возлагается на палубную команду, которая производит их окраску, своевременное и надежное зачехление.
Старший механик и электромеханик должны проверять квалификацию членов экипажа, которые допускаются к обслуживанию палубных механизмов.
Большую опасность для электрооборудования представляют ржавление металлической оплетки кабеля, разрушение заделки концов и наличие масла или топлива на кабеле. Все это может привести к короткому замыканию в судовой сети и к длительному перерыву в питании ответственных потребителей.

Очень важны надежность крепления и хорошее состояние кожухов, закрывающих кабельные трассы на открытой палубе и в грузовых трюмах (известны случаи повреждения кабельных трасс во время сильных штормов). Поэтому инспекторы Регистра при освидетельствовании судна всегда проверяют состояние этих трасс. Кабели и конструкции их крепления окрашивают не реже одного раза в год с предварительным тщательным удалением ржавчины.
Для поддержания электрооборудования в хорошем техническом состоянии необходим контроль состояния изоляции. Кроме того, не реже одного раза в месяц сопротивление изоляции измеряют переносным мегаомметром у всех кабельных линий, электрических машин и приборов. Результаты измерений записывают в отдельный журнал.
Сопротивление изоляции электропривода рулевого устройства измеряют перёд и после рейса, электропривода брашпиля и шпиля — перед приходом в порт, а электропривода грузовых лебедок и кранов — перед началом грузовых операций.
При приемке судна с постройки электрические машины мощностью до 100 кВт должны иметь сопротивление изоляции в горячем состоянии не менее 2 МОм, а машины мощностью более 100 кВт — не менее 1 МОм. При сопротивлении изоляции менее 0,25 МОм электрическую машину включать запрещается.
Повысить сопротивление изоляции можно путем ее сушки различными методами. Если сопротивление изоляции не менее 0,1 МОм, то машину можно сушить электрическим током. В противном случае требуется внешний обогреватель — тепловоздуходувки, лампы накаливания или нагревательные элементы. Промышленность выпускает специальные сушильные лампы с инфракрасным излучением. Сушка электрическим током, осуществляемая различными способами, требует достаточно высокой квалификации обслуживающего персонала. При всех способах сушки сопротивление изоляции вначале уменьшается, а затем начинает постепенно восстанавливаться.
Для повышения сопротивления изоляции кабельной сети в последнее время начинают использовать явление электроосмоса. Сущность его заключается в том, что под действием электростатического поля влага удаляется из изоляций через микроскопические поры. И хотя физическая картина электроосмоса еще далеко не ясна, практическое его использование дает хорошие результаты.
Электростатическое поле создается путем включения положительного полюса источника постоянного тока на жилу кабеля, а отрицательного — на корпус. Оптимальное значение потенциала в зависимости от параметров кабельной сети составляет 150— 300 В. Обычно потенциал подбирают в процессе работы.
Для создания электростатического поля можно использовать схему, показанную на рис. 187. Питание на схему подается через разделительный трансформатор Тр мощностью не менее 50 Вт,  благодаря которому замыкание на корпус не влияет на судовую сеть.


Рис. 187. Схема питания при повышении сопротивления изоляции с использованием явления электроосмоса

Полупроводниковый выпрямитель ПВ выполнен на маломощных диодах (Д7Ж, Д7Е или Д226). Ограничительный резистор R имеет сопротивление около 20 кОм. Для уменьшения пульсации выпрямленного напряжения включается конденсатор С емкостью 10—20 мкФ.
Явление электроосмоса можно использовать и для повышения сопротивления изоляции электрических машин или другого электрооборудования судна.
Советские транспортные и промысловые суда значительное время проводят в тропиках. Инженерно-технический состав судна должен знать основные специфические особенности работы электрооборудования в условиях морского тропического климата, который характеризуется высокой температурой воздуха, высокой абсолютной и относительной влажностью, повышенной солнечной радиацией, наличием обильной росы и т. д. Температура воздуха на открытой палубе судна, находящегося в тропиках, достигает 36—38°С, а в машинно-котельных отделениях — до 55—60°С. При температуре воздуха свыше 20°С и относительной влажности более 80% создаются благоприятные условия для развития плесневых грибков и микроорганизмов, разрушающих многие материалы.
Нередко, плавая в тропиках, судно попадает в густые туманы. Химическим анализом установлено, что капли этого тумана содержат морскую соль и значительное количество хлористого натрия. Атмосфера загрязнена морской солью в виде аэрозоли, образующейся при распылении морской воды во время волнения.
Надежность электрооборудования в условиях повышенной температуры может снижаться из-за разности коэффициентов расширения сопрягаемых материалов, например металлов с изоляторами: нарушается сцепление между ними, и в изоляционном материале появляются трещины.
Повышение температуры приводит к уменьшению сопротивления изоляции, снижению ее электрической прочности и повышению диэлектрических потерь (утечек). Одновременно изменяются характеристики отдельных элементов электрооборудования, особенно полупроводников, обмоток возбуждения электрических машин, катушек реле и т. д. Иногда происходит вытекание консистентных смазок, пропитывающих и заливочных масс. Длительное воздействие повышенной температуры вызывает преждевременное разрушение лакокрасочных покрытий.
Пагубное влияние на электрооборудование, главным образом изоляцию, оказывает повышенная влажность воздуха; происходит разбухание пластмасс, особенно слоистых. Появление  влаги на поверхности изоляции может образовать токопроводящие мостики.
При повышенных влажности и температуре наблюдается явление гидролиза, вследствие которого происходят меление (появление белого налета) лакокрасочных покрытий и омыление смазок. Под влиянием влаги возникает и другое электрохимическое явление — электролиз, который увеличивает износ контактов и способствует разрушению как изоляции, так и токоведущих частей. Во время плавания в тропиках электромеханики отмечают интенсивный износ контактных колец роторов синхронных генераторов. Резко увеличивается и коррозия металлов.
При разработке судового электрооборудования, естественно, принимаются меры к повышению его надежности в условиях тропического климата. Вместе с тем практика показывает, что указанные явления существенно влияют на работу электрооборудования, что следует учитывать при его эксплуатации.