Содержание материала

Своевременное обнаружение очага пожара на судне является едва ли не самым важным фактором успешной борьбы с огнем. Поэтому все современные морские суда оборудованы электрической пожарной сигнализацией (ЭПС), которая автоматически реагирует на возникновение пожара и подает звуковой и световой (электротабло) сигналы.
Важнейшими элементами ЭПС являются датчики, реагирующие на признаки пожара — дым, повышение температуры окружающей среды, пламя, изменение химического состава воздуха. Существуют датчики, чувствительные ко всем этим компонентам пожара. На судах применяют датчики, реагирующие на температуру или на дым. Первые из них называются тепловыми пожароизвещателями.
По Правилам Регистра СССР тепловые пожароизвещатели в помещениях, где нормальная температура не превышает 45°С, должны срабатывать при 60—80°С, а в помещениях с повышенной температурой — при 80—100° С.
Существуют тепловые извещатели, реагирующие не на самый факт повышения температуры контролируемого помещения, а на скорость ее повышения. Такие извещатели называются дифференциальными.
Чувствительным элементом тепловых извещателей могут быть биметаллическая пластина, баллон с легкоиспаряющейся жидкостью или плавкая вставка. Биметаллическая пластина при повышении температуры прогибается, воздействуя на контакт электрической цепи, а легкоиспаряющаяся жидкость при повышении температуры испаряется, повышая давление в трубке. Это давление через мембрану воздействует на контакт электрической цепи. Такие пожароизвещатели, называемые манометрическими, устанавливают во взрывоопасных помещениях и холодильных камерах, причем в самом контролируемом помещении устанавливают только баллон.
Наибольшее распространение на судах получили тепловые пожароизвещатели с плавкими вставками (рис. 168). Плавкая вставка 7 запаяна в трубке 6, которая, в свою очередь, вставлена в отверстие пластмассовой крышки 5. При завинчивании крышки на корпус извещателя 3 шток 2, упираясь во вставку, сжимает пружину 4 и замыкает контакт 1.
Когда температура в контролируемом помещении достигнет 70°С, вставка плавится, а шток под действием пружины перемещается вниз, что приводит к размыканию контакта электрической цепи. В помещениях с повышенной температурой применяют вставки с температурой плавления 90°С.
В рулевой рубке устанавливают электрическую станцию пожарной сигнализации, к которой подключают все извещатели, вмонтированные обычно в подволок различных помещений судна.
К станции ЭПС (рис. 169) подходит несколько линий (лучей). В каждую линию включены от одного до четырех извещателей, установленных в смежных помещениях.

Таблица 16


Рис. 170. Схема электрической пожарной сигнализации с тепловыми извещателями

Станции электрической пожарной сигнализации не только воспринимают сигналы датчиков о признаках пожара, но осуществляют непрерывный контроль исправного состояния всей системы ЭПС. В соответствии с Правилами Регистра СССР в табл. 16 приводятся сведения, которые должны давать станции ЭПС, установленные в рулевой рубке.
На рис. 170 показана упрощенная принципиальная схема ЭПС с тепловыми извещателями.
При наличии напряжения Uо.n у основного источника питания срабатывает реле PH и своими переключающими контактами подключает к нему схему ЭПС — загораются сигнальные лампы ЛВ (включено) и Ло.n (питание от основного источника).
Если в контролируемых помещениях отсутствуют признаки пожара, то извещатели И своими замкнутыми контактами шунтируют резистор R и катушки лучевых реле Р, благодаря чему через катушки реле РО и РП протекает ток, достаточный для их срабатывания. Таким образом, размыкающие контакты этих реле размыкают цепи ламп ЛО (обрыв), ЛП и звонка Зв.
При срабатывании какого-либо извещателя, например И2, его контакт размыкается и последовательно с катушками реле РО и РП вводятся два параллельно включенных сопротивления: R2 и сопротивление катушки реле Р2. В результате срабатывает реле Р2, а ток через катушки реле РО и РП уменьшается настолько, что отключается реле РП, но не отключается реле РО. Реле РП, отключившись, замыкает цепь звонка Зв, сигнальной лампы ЛП (пожар) и катушки независимого расцепителя автоматического выключателя РА вентиляции судна. Реле Р2, сработав, замыкает цепь лампы ЛЛ2, указывая этим место возникновения пожара.


Рис. 171. Расположение фотоэлементов дымовой электрической пожарной сигнализации

Если в какой-то линии произойдет обрыв, то последовательно с катушками реле РО и РП вводится сопротивление катушки реле Р данной линии. Это приводит к тому, что срабатывает реле Р поврежденной линии и включает соответствующую лампу ЛЛ, а ток в цепи катушек РО и РП уменьшается настолько, что отключаются оба реле и замыкают цепь звонка и лампы ЛО (обрыв).
Обычно лампы ЛП,ЛО, Лоп, Лап (аварийное питание) находятся на световом табло, подсвечивая соответствующие надписи. Лампы ЛЛ1, ЛЛ2, ЛЛп монтируют в макете силуэта судна, что позволяет быстро определить район пожара.
Как отмечалось, в одной линии могут быть включены последовательно несколько извещателей смежных помещений. Среди тепловых автоматических извещателей встречаются ручные (кнопка под стеклом), устанавливаемые в местах, где часто бывают люди: в коридорах, на открытой палубе, в машинном отделении и т. д. 
Для обнаружения пожара в трюмах, помещениях под полубаком, топливных танках применяют дымовую электрическую пожарную сигнализацию.
Из всех контролируемых помещений по трубкам 1, 2, 3, ..., η (рис. 171) непрерывно засасывается специальными вентиляторами воздух, который проходит по контрольной трубке ТК станции ЭПС, установленной в рулевой рубке. В обоих концах контрольной трубы расположены фоторезисторы Rф1 и Rф2, сопротивления которых сильно меняются в зависимости от освещенности их лампой накаливания Л. Освещенность фоторезистора Rф2, регулируемая диафрагмой Д, остается постоянной. Освещенность фоторезистора Rф1 уменьшается при появлении в трубе дыма. При этом резко увеличивается сопротивление резистора Rф1 по сравнению с сопротивлением резистора Rф2, что сразу же воспринимается электронной схемой усиления, на вход которой включены резисторы Rф1 и Rф2. Подаются звуковой и световой сигналы о пожаре. Помещение с признаками пожара определяют визуально по трубке, из которой засасывается дым.
Станция дымовой пожарной сигнализации, кроме основной задачи — обнаружения очага пожара, осуществляет непрерывный контроль за состоянием основных элементов системы (см. табл. 16).
Трубки, по которым засасывается воздух (дым) из контролируемых помещений, в случае пожара переключают на станцию углекислотного пожаротушения и по ним подают углекислоту.