Содержание материала

§ 81. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ
Судовое электрооборудование работает в специфических условиях, основные из которых следующие:
значительные изменения температуры окружающего воздуха при неограниченном районе плавания (от —50 до +50°С);
высокая относительная влажность воздуха (в закрытых судовых помещениях 40—70%, в отдельных случаях до 90%, на палубе 70—90% , а в тропиках —  до предела насыщения);
наличие соли в морской воде (до 4%) и морском воздухе (до 6 мг/м3);
наличие паров соляра, масла и других нефтепродуктов в судовых помещениях (5—20 мг/м3);
длительный крен на любой борт, длительный дифферент, бортовая или килевая качка;
сотрясения при ударах судна о волны или встречные предметы;
вибрация, создаваемая работой главных двигателей, винтов, других механизмов и достигающая нескольких десятков герц при амплитуде колебаний в несколько миллиметров;
размещение электрооборудования в тесных помещениях и выгородках с целью экономии места, что затрудняет доступ к нему и эксплуатацию.
В большинстве стран мира постройка судов и их техническая эксплуатация осуществляются под надзором государственных органов — классификационных обществ. В Советском Союзе таким органом является Регистр СССР, который разрабатывает Правила классификации и постройки морских судов. В части «Электрическое оборудование» этих Правил учтены в связи с особыми условиями работы повышенные (по сравнению с общепромышленным оборудованием) требования к судовому электрооборудованию: высокая надежность, высокая механическая прочность, минимальные масса и размеры при оптимальном к. п. д., удобство в обслуживании, минимальные помехи радиоприему, малая шумность и пр.
Правила определяют следующие условия работы электрооборудования на судне:
конструкция электрооборудования должна быть такой, чтобы во всех случаях в установившихся режимах оно оставалось работоспособным при отклонениях напряжения и частоты от номинальных значении, указанных в табл. 17;
номинальными рабочими температурами окружающего воздуха и охлаждающей воды для электрооборудования являются температуры, указанные в табл. 18;
электрооборудование должно безотказно работать в условиях относительной влажности воздуха 75+3% и температуре плюс, 45+2°С, или 80+3% и 40±2°С, или 95+3% и 25±2°С;
электрооборудование должно безотказно работать при длительном крене судна до 15° и дифференте до 5°, а также при бортовой качке до 22,5° и килевой — до 10° от вертикали;
электрооборудование должно безотказно работать при вибрациях частотой 5—30 Гц (с амплитудой 1 мм при частотах 5 — 8 Гц и с ускорением 0,5g — при частотах 8—30 Гц) ;
электрооборудование должно безотказно работать при ударах с ускорением 3g при частоте 40—80 ударов в минуту.
Таблица 18

* При принудительном воздушном охлаждении с забором воздуха с открытой палубы.

Помещения судна подвергаются воздействию внешней среды. В связи с этим электрооборудование, устанавливаемое в помещениях и пространствах судна, должно иметь одно из следующих исполнений корпуса в зависимости от места установки: открытое,, защищенное, каплезащищенное, брызгозащищенное, водозащищенное (защищенное от струй воды), водонепроницаемое, погружное (табл. 19). Персонал, обслуживающий электрооборудование судна, должен быть защищен от соприкосновения с находящимися под напряжением или движущимися частями внутри корпуса. Для обозначения степени защиты согласно Правилам Регистра применяют две буквы IP и следующие за ними две цифры, первая из которых обозначает степень защиты персонала и Степень защиты оборудования от попадания внутрь предметов, а вторая — степень защиты оборудования от проникновения воды. Степени защиты определены таблицей Правил и имеют для первой цифры, семь значений (от 0 до 6), а для второй — девять (от 0 до 8).
К каждому виду электрооборудования судов Правилами Регистра СССР предъявляются особые дополнительные требования.
Специфические условия работы судового электрооборудования определяют повышенные требования к электротехническим и конструкционным материалам. Так, по Правилам Регистра СССР все токоведущие части электрических устройств на судах должны быть изготовлены из меди, медных сплавов и других материалов, обладающих равноценными свойствами.
К числу наиболее ценных свойств меди относятся: высокая электропроводность, высокая механическая прочность, пригодность для большинства видов обработки, значительная стойкость против коррозии, способность свариваться и склеиваться.
Таблица 19

Вследствие недостаточной надежности контактов алюминий — медь, алюминий — латунь, а также Недостаточной коррозионной стойкости Регистр СССР запрещает применение для токоведущих частей алюминия. Допускается изготовлять из алюминия или его сплавов, стойких к морским условиям, короткозамкнутые обмотки роторов асинхронных двигателей. В последнее время делаются попытки применять алюминий для изготовления токоведущих жил морских кабелей.
Правилами Регистра СССР предъявляются следующие требования к электроизоляционным материалам судового электрооборудования, применяемым для изоляции находящихся под напряжением частей: они должны обладать соответствующей диэлектрической прочностью, быть устойчивыми против токов утечки по поверхности, влаго- и маслостойкими, достаточно прочными или соответствующим образом защищенными.
Для электроизоляционных материалов, применяемых в электрооборудовании, установлено шесть классов термостойкости: для класса изоляции А допустимая температура 105°С, класса Е — 120, В — 130, F — 155, Н — 180, С — свыше 180°С.

По Правилам Регистра СССР рекомендуется применять для изоляции обмоток электрических машин, аппаратов и других ответственных устройств электроизоляционные материалы не ниже класса Е.
Конструкционные материалы, согласно Правилам Регистра СССР, должны быть прочными, трудносгораемыми, устойчивыми к влиянию морской атмосферы и паров масла. Винты, гайки, петли и другие детали, предназначенные для крепления электрооборудования, должны быть изготовлены из коррозионностойких материалов.