Содержание материала


Рис. 161. Расположение навигационных огней на судне

Международными Правилами для предупреждения столкновений судов в море, принятыми в 1960 г., предусматриваются различные сигнальные средства. Наиболее важное место среди них занимают сигнально-отличительные огни, которые составляют систему навигационных осветительных устройств.
Для судов с механическими двигателями длиной более 45,75 м расположение сигнально-отличительных огней показано на рис. 161, а их краткая характеристика приведена в табл. 15.
При нормальном ходе судна в море в темное время суток зажигают пять сигнально-отличительных огней 1—5 (см. табл. 15), которые называются ходовыми. Кроме них, на ходу судна могут быть зажжены и другие специальные огни, которые означают, например: «Опасный груз», «Буксирующее судно», «Тралящее судно» и т. д.
Таблица 15


Рис. 162. Схема распределительного щита сигнально-отличительных огней

При прохождении территориальных вод (каналов) некоторых государств на корме зажигают дополнительный зеленый, синий или красный огонь.
Конструкции навигационных фонарей (светильников), их размеры, способ установки, основные светотехнические характеристики, качество стекол, защитные покрытия и т. д. определяются Правилами Регистра СССР и Правилами по конвенционному оборудованию морских судов, ч. III «Сигнальные средства».
Электрические лампы в навигационных фонарях устанавливают вертикально. Конструкция патрона предотвращает самоотвинчивание лампы и самораскручивание патрона. Чаще всего применяют лампы со штифтовым цоколем. В Навигационных фонарях не допускается установка ламп другой мощности и конструкции, чем предусмотрено паспортом фонаря.

Погасание одного из ходовых огней может создать опасную ситуацию при расхождении судов в море. В связи с этим на судах необходим непрерывный контроль за состоянием сигнально-отличительных огней. Цепь каждого, фонаря должна иметь защиту на обоих питающих проводах и автоматический визуальный указатель исправности. Причем повреждение последнего не должно приводить к отключению соответствующего ходового фонаря.
Кроме визуальной сигнализации, обязательно устанавливается акустическая сигнализация, действующая при выходе из строя любого фонаря. Питание акустического сигнального устройства должно осуществляться от иного источника, чем источник питания самих сигнально-отличительных огней, или, во всяком случае, от разных линий (фидеров), питающих распределительный щит огней.
На рис. 162 приведена схема РЩ на пять сигнально-отличительных фонарей: передний топовый Т1, задний топовый Т2, левый отличительный Л, правый отличительный П, гакабортный Г. Распределительный щит получает питание по двум отдельным линиям. Переключатель питания ПП позволяет подключить его к любой из линий, но при этом акустический сигнал (звонок) Зв всегда получает питание от другой линии.
На каждый фонарь установлены отдельный трехполюсный выключатель В (один полюс на звонок) (Βт1, Вт2, Вп, Вл, Вг) и плавкие предохранители.
Последовательно с лампой каждого фонаря включены обмотки реле (), которые при исправном состоянии
включенных соответствующих цепей и ламп замыкают контакты питания указательных лампочек ().
При перегорании, например, лампы фонаря Т2 реле Рт2 отпускает свой якорь и размыкает цепь контрольной лампы ЛУт2 (она гаснет), а другим контактом замыкает цепь звонка. Для замены лампы Т2 выключают выключатель Βт2, тем самым отключая звонок.