Содержание материала

После окончания монтажных и наладочных работ перед подачей напряжения проводят ревизию всех электрических машин и станций управления, проверку внешнего монтажа, измерение сопротивлений изоляции цепей относительно земли. При ревизии станций управления проверяют отсутствие заеданий якорей реле и контакторов, зазоры и провалы контактных групп реле. При необходимости чистят и регулируют контакты. Сопротивление изоляции относительно земли должно быть не менее 0,2 МОм. После подготовительных работ, соблюдая правила техники безопасности, подают напряжение и поочередно    цепочка за цепочкой проверяют схему управления «пощёлкиванием».
Способ «пощёлкивания» заключается в том, что в цепи катушки какого-либо аппарата (контактор, реле) последовательно проверяется исправность каждого контакта. При этом способе особое внимание уделяют защитным аппаратам, которые должны отключить схему при неисправности цепей управления, силовых цепей и механизмов.
Для обеспечения надежной бесперебойной работы электрооборудования необходимо выполнять требования «Правил технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий», а также местных инструкций по эксплуатации соответствующих электроустановок.
Оперативный персонал обязан регулярно производить на своем участке обход и осмотр электрооборудования. При обходах проверяют режим работы, состояние и чистоту оборудования, а также чистоту рабочего места и помещения. Периодичность обходов и объем осмотров устанавливаются местной инструкцией с учетом характера оборудования, его состояния, условий работы и т. д. Инструкция по эксплуатации утверждается главным энергетиком предприятия.
Ремонт электрооборудования производится оперативным или ремонтным персоналом в зависимости от его вида в различные сроки; текущий и средний ремонт электрических машин— 1 раз в год, а магнитных станций — 1 раз в 6 мес. Срок капитального ремонта устанавливается в зависимости от местных условий, но не реже сроков, предусмотренных ПТЭ (ЭПП).
Общие требования к эксплуатации основного электрооборудования буровых установок сводятся к следующему.
При эксплуатации электрических машин необходимо:

  1. следить за чистотой электродвигателей;
  2. следить за работой подшипников, регулярно, не реже 1 раза в 6 мес смазывать их. Максимальная допустимая температура нагрева подшипника не более 90°;
  3. следить за работой щеточного аппарата.

Щеточный аппарат и контактные кольца необходимо постоянно в зависимости от эксплуатации электродвигателя обтирать от щеточной пыли. Щетки должны прилегать всей контактной поверхностью к контактным кольцам. Щеткодержатель должен быть расположен строго по радиусу к оси контактных колец. Расстояние между щеткодержателем и контактными кольцами должно быть. 1,5—4 мм. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателе (зазор между щеткой и щеткодержателем 0,07—0,35 мм), скользящая поверхность контактных колец должна быть всегда гладкой и чистой. Нельзя допускать замасливание рабочей поверхности контактных колец.
После длительной стоянки электродвигателя в случае загрязнения контактные кольца следует очистить шлифовальной шкуркой. Необходимо также следить за чистотой изоляционных втулок контактных колец и траверс;

  1. у синхронных машин и машин постоянного тока коллектор и контактные кольца должны иметь хорошо шлифованную поверхность. Во многих случаях, когда поверхность имеет небольшие неровности, можно вычистить ее искусственной мелкозернистой пемзой или мелкозернистой стеклянной бумагой при помощи деревянных колодок, пригнанных по окружности коллектора или контактных колец. Если поверхность слишком неровная, для зачистки от руки можно применять шлифовальный камень или проточку. Скорость при проточке не должна быть больше 1—1,5 м/с, а подача за один оборот 0,05—0,1 мм. При этом очень важно предотвратить всякое попадание стружки и медной пыли внутрь машины, для чего «петушки» и обмотку якоря следует обклеить бумагой, а по окончании шлифовки коллектора контактные кольца и щетки нужно вычистить и продуть сжатым воздухом. Шлифовка коллектора шкуркой во время работы запрещается.

При каждом появлении искрения необходимо периодически проверять вибрацию коллектора и контактных колец. Вибрация не должна превышать 0,05 мм.
После проточки продороженных коллекторов необходимо снять заусенцы с краев пластин и прочистить канавку между пластинами фиброй или прессшпаном. Если миканит окажется на уровне наружной поверхности, то коллектор необходимо продорожить на глубину 1,0-1,5 мм, после чего поверхность коллектора следует отшлифовать. Коллектор машины с хорошей коммутацией приобретает постепенно глянцевую поверхность в виде тонкой прочной пленки, которая предохраняет его от износа и должна сохраняться неповрежденной. Для очистки поверхности коллектора от угольной пыли можно применять мягкие, сухие, неворсистые тряпки или замшу. При наличии жира на поверхности коллектора тряпку можно слегка смочить бензином. Не рекомендуется применять вазелин и другие мази.
Щетки должны быть тщательно притерты к коллектору и контактным кольцам. Притирка производится стеклянной бумагой, которая нарезается на узкие полосы и протягивается под щетками по поверхности коллектора и контактных колец так, чтобы бумага плотно прилегала к поверхности. Полоски стеклянной бумаги протягиваются под щетками по направлению вращения. Щетки при этом должны прижиматься только пружиной щеткодержателя (прижимать рукой щетку запрещается). По мере износа щетки должны заменяться новыми той же марки.
Для равномерности износа колец необходимо 1—2 раза в год менять полярность колец.

В процессе эксплуатации возможно ослабление затяжки пластмассовых втулок между контактными кольцами и траверсами, поэтому необходимо равномерно подтягивать крепящие болты, фиксируя положение контргайкой.
При установке контактных колец и траверсы после разборки согласуют посадку фланца с контактными кольцами в прежнее положение относительно вала, а также траверсы в отношении щеткодержателя;

  1. следить за вибрацией электрических машин. Вибрации электродвигателя, соединенного с приводным механизмом, замеренные на подшипниковых узлах в горизонтальном, радиальном, осевом и вертикальном направлениях, не должны превышать величин: 500/0,15; 600/0,14; 750/0,12; 1000/0,1; 1500/0,085 (в числителе — частота вращения, м-1, в знаменателе — удвоенная амплитуда колебаний, мм);
  2. следить, чтобы при всех режимах работы электродвигателя, а также при его бездействии температура обмоток не была ниже 5°С;
  3. следить за температурой обмоток и активной стали статора машины. При превышении температуры активной стали статора более чем на +65°С над окружающей средой необходимо проверить вентиляционную систему;
  4. проводить ревизию электрических машин в зависимости от условий работы при снятых щитах и крышках подшипников, раскрытой коробке контактных колец и выводов статора.

В случае сильного загрязнения вентиляционных каналов и понижения сопротивления изоляции обмоток статора и ротора следует вынуть ротор, продуть сжатым воздухом узлы статора, ротора, щитков, коробки выводов, коробки контактных колец, протереть загрязненные места ветошью, смоченной в бензине Б-7.
Случайно поврежденные места обмоток изолировать, места повреждения покрытий подкрасить. Если сопротивление изоляции не восстановится, машину следует сушить;

  1. следить за затяжкой болтов и механическими соединениями. Наиболее тщательно проверить состояние соединений на вращающихся частях. Стальные болты коллекторов затягивать в нагретом состоянии с последующей обточкой и шлифовкой поверхности коллектора;
  2. следить за состоянием механических передач. После 40—50 ч работы синхронной машины устанавливать нормальное натяжение ремней путем подъема возбудителя с помощью поворота гаек, расположенных под лампами возбудителя.

Нормальным натягом ремней считается усилие 150—200 Н, приложенное к середине длины ремня, при стреле прогиба соответственно 70—80 мм.

При эксплуатации трансформаторов необходимо производить их осмотр не реже 1 раза в месяц. Внеочередные осмотры трансформаторов производятся при резком изменении температуры наружного воздуха, а также при отключении трансформаторов от газовой защиты.

При осмотре трансформатора должны быть проверены: состояние кожухов трансформаторов и отсутствие течи масла, соответствие уровня масла в расширителе по отношению к температурной отметке; состояние ошиновки и кабелей, отсутствие перегрева контактных соединений, состояние заземления и противопожарных устройств.
Текущие ремонты трансформатора производятся не реже 1 раза в год, капитальные ремонты с осмотром сердечника —  в соответствии с инструкцией, но не реже чем через 5 лет после ввода в эксплуатацию. На буровых установках трансформаторы устанавливаются на открытых площадках.
Масляный баковый трансформатор типа ТМБ поступает на буровую установку залитый маслом и просушки не требует. Масло на наличие влаги проверяется испытанием на пробой. Для этого берут на пробу масло из спускового крана трансформаторного бака в чистую стеклянную банку и производят пять пробиваний напряжением 22500 В между электродами 2,5 мм. В случае необходимости разрешается доливать масло, но после этого надо вновь отобрать масло для испытаний на пробой.
Максимально допустимая температура масла во время работы трансформатора в верхнем слое должна быть не более +85 °С. Температуру измеряют термометром, который помещается в специальную трубку, расположенную на крышке трансформатора.
В случае длительного перерыва в работе трансформатора одновременно со взятием пробы проверяют состояние изоляции между обмотками высокого и низкого напряжения, а также обмотками и корпусом.
При эксплуатации трансформатора необходимо следить за тем, чтобы масло из трансформаторного бака не протекало через крышку и крепления изоляторов трансформатора. На трансформаторном баке не должно быть никаких посторонних предметов.
Выходные изоляторы и кабельные концы надо очищать от пыли в сроки, указанные в инструкции, но не реже 2 раз в месяц. Вскрывать трансформатор на буровой установке запрещается.

Вывод трансформатора из работы является необходимым при обнаружении: сильного неравномерного гула и потрескивания внутри трансформатора; постоянно возрастающего нагрева трансформатора при номинальной нагрузке и охлаждения; выброса масла из расширителя или разрыва диафрагмы выхлопной трубы; течи масла с понижением уровня ниже уровня масломерного стекла; резкого изменения цвета масла (на несколько баллов); наличия сколов и трещин на изоляторах; появления скользящих разрядов или следов перекрытия; наличия в масле угля, воды, большого количества механических примесей, кислой реакции масла, пониженного пробивного напряжения и снижения температуры вспышки масла более +5°С против предыдущих испытаний, а также снижения изоляции более 50 % первоначального значения по сравнению с заводскими данными.
Сопротивление изоляции обмоток трансформатора на всех напряжениях на корпус и между собой измеряют перед монтажом, после монтажа и ремонта с частичной или полной сменой обмоток до подъема и после опускания внутренней части в бак. Сопротивление изоляции необходимо измерять мегомметром на напряжении 1000—2500 В; время испытания— 1 мин.
При эксплуатации высоковольтного распределительного ус~ тройства его осматривают без отключения 1 раз в мес.
Все оборудование распределительных устройств по номинальным данным должно удовлетворять условиям работы как при всех возможных рабочих режимах, так и при коротких замыканиях и перенапряжениях.
Класс изоляции электрооборудования должен быть не ниже номинального напряжения установки.
После отключений коротких замыканий производятся внеочередные осмотры. В зависимости от местных условий (усиленное загрязнение) и неблагоприятной погоды (туман, снег, гололед) РУ дополнительно осматривают.
Текущий ремонт аппаратов РУ и профилактические испытания производятся по мере необходимости, капитальный ремонт электрооборудования РУ — в сроки, устанавливаемые Местной инструкцией: масляных выключателей и их приводов —  не реже 1 раза в 3 года; разъединителей и их приводов —  не реже 1 раза в 3 года; маслонаполненных баковых измерительных трансформаторов — не реже 1 раза в 9 лет; всех остальных аппаратов РУ — по результатам профилактических испытаний и осмотров.
Внеочередной капитальный ремонт масляных выключателей производится после отключения ими не более четырех коротких замыканий.
Осмотр и ревизию масляных выключателей следует проводить не реже 1 раза в год (а также при отключении короткого замыкания), при этом:
зачищают поврежденные места контактов мелкой наждачной шкуркой. В случае образования на контактах наплывов их отпиливают напильником, после чего промывают бензином или трансформаторным маслом и протирают. Сильно обгоревшие Контакты, имеющие значительные раковины и сквозные прожоги в тугоплавкой облицовке, заменяют новыми;
при замене наконечник подвижного контакта ввинчивают до отказа, зазор между наконечником и стержнем недопустим;
после зачистки панели неподвижного контакта рекомендуется ставить на прежние места, чтобы сохранить приработавшиеся контактные поверхности;
дугогасительные камеры промывают в чистом трансформаторном масле и обтирают. Следы обугливания в камере зачищают. Камеры, сильно поврежденные дугой, подлежат замене;
тщательно осматривают, очищают все изоляционные части фарфоровых изоляторов и маслоуказателей;
проверяют исправность масляного буфера. В случае необходимости его разбирают, промывают и заполняют свежим трансформаторным маслом (60 см3);
проверяют и очищают пружинный буфер и вновь смазывают;
проверяют и подтягивают все крепления выключателя и привода, а также болты контактных соединений;
проверяют регулировку выключателя, ход в контактах, полный ход подвижных частей, зазор и ход в пружинном буфере, замеряют сопротивления токопровода, скоростные и временные характеристики;
при смене масла внутренние части выключателя промывают чистым трансформаторным маслом, заливая и спуская его до появления из маслоспускного отверстия чистого масла.
При длительном прохождении номинального тока через выключатель температура в его баке не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 40 °С, в противном случае выключатель необходимо подвергнуть осмотру. Максимально допустимая температура масла в баке +80°С.
При эксплуатации следят за тем, чтобы электрическая прочность изоляции масла, залитого в бак выключателя, не была ниже 18 кВ. Проба масла берется через масловыпускную пробку.
Сроки осмотра и ревизии высоковольтного контактора типа КВМ 400/30 устанавливаются в зависимости от условий работы. Рекомендуется производить ежедневный осмотр.
При эксплуатации контактора необходимо:

  1. следить за чистотой контактора;
  2. следить за тем, чтобы не было заеданий подвижных частей. Трущиеся поверхности тяг и рычагов необходимо хорошо смазывать;
  3. систематически осматривать контакты и блок-контакты, проверять провал контактов. Если контактные поверхности стали шероховатыми и это мешает их хорошему замыканию, поверхности необходимо зачистить напильником;
  4. удалить копоть и налеты меди, образующиеся на стенках дугогасительных камер в месте контактного зазора;
  5. следить, чтобы пружины были прижаты. Если контактные пружины ослабли, необходимо замерить силу нажатия контактов и, если оно окажется ниже нормы, отрегулировать его; болты, гайки, шплинты и шайбы должны быть хорошо затянуты.

При эксплуатации ячеек необходимо соблюдать правила безопасности:

  1. запрещается открывать фасадную верхнюю дверь щкафа без снятия напряжения со сборных шин или с нарушением блокировки;
  2. категорически запрещается открывать задние двери ячеек при включенных шинных разъединителях, а для шкафов вводов — при наличии напряжения на подводящей линии или с нарушением блокировки;
  3. перед осмотром внутренней части каждой ячейки необходимо убедиться в отсутствии напряжения на всех его токоведущих частях;
  4. категорически запрещается проведение каких-либо ремонтных работ в КРУ во время грозы.

При эксплуатации трущиеся детали шкафов периодически смазывают.

При эксплуатации станций управления и низковольтной аппаратуры необходимо: предохранять элементы магнитной станции от загрязнения и механических повреждений; проводить периодическую профилактику всех аппаратов и не реже 1 раза в год полную ревизию станции; обязательно 1 раз в год монтажные панели, катушки реле и контакторы покрывать лаком № 462, а также окрашивать металлические части каркаса станции эмалью. В состав работ при профилактике аппаратов необходимо включать: очистку аппаратов и панелей от пыли, осмотр и крепление контактов, осмотр и зачистку рабочих контактов реле и контакторов от оплавления и пригаров, смазку подшипников подвижных систем контакторов и проверку действия схемы станции.
При ревизии станции, помимо работ, предусмотренных профилактикой разбирают подвижные системы контакторов и промывают, при необходимости заменяют втулки подшипников, а также изношенные рабочие контакты реле и контакторов, проверяют действие схемы и при необходимости регулируют реле, проверяют сопротивление изоляции токоведущих частей относительно корпуса.
При расконсервации магнитной станции, полученной с завода, следует измерить сопротивление изоляции (не менее 1 МОм) и тщательно протереть контакты, чтобы на них не осталось заводской смазки.
Недопустимо смазывать рабочую поверхность электромагнита, ее протирают сухой чистой ветошью. Во время ревизии проверяют нажатие контактов при помощи динамометра, петли, ленты, надеваемой на подвижный контакт возможно ближе к месту соприкасания его с неподвижным контактом, и полоски тонкой бумаги.

Сила нажатия контактов равна силе, способной оттянуть подвижный контакт настолько, чтобы можно было свободно вытянуть полоску бумаги, защемленную:
а) между подвижным контактом и упором при отключенной магнитной системе. Это измерение дает величину начального нажатия, так как при начальном соприкосновении контактов подвижный контакт только начинает отходить от упора.
б)  между подвижным и неподвижным контактами и при якоре, притянутом полностью к сердечнику возбужденной магнитной системы. Это измерение дает конечное нажатие. Если величины нажатий не отвечают заводским данным, следует сменить нажимную пружину. При транспортировке станции необходимо принимать меры предосторожности, исключающие удары или сотрясения, так как аппараты станции весьма чувствительны к ударам и сотрясениям. Перед транспортировкой необходимо закрепить прочным шпагатом или мягкой проволокой искрогасители и подвижные части контакторов, дверцы закрыть и опломбировать.

Контрольные вопросы

  1.  Дайте определение, что такое механическая характеристика электропривода.
  2.  В чем заключаются регулировочные свойства электродвигателей?
  3.  Какие способы торможения электроприводов Вы знаете?
  4.  Расскажите принцип действия схемы управления асинхронным электродвигателем буровой лебедки.
  5.  В чем заключаются особенности управления электромагнитной муфтой ЭМС-750?
  6.  С какой целью необходимо регулировать подачу бурового насоса?
  7.  Назовите перечень работ, выполняемых наладочной бригадой на электроприводах буровых установок.
  8.  На примере синхронного электродвигателя бурового насоса рассмотрите порядок наладки схемы управления.
  9.  В чем заключается способ проверки схемы управления электропривода «пощёлкиванием»?
  10.  Назовите периодичность ремонта электрооборудования буровой установки,
  11.  В чем заключаются особенности эксплуатации электрических машин электроприводов буровой установки?
  12.  Назовите перечень мероприятий, проводимых для безаварийной эксплуатации станций управления.