Содержание материала

Для содержания электрических машин в исправном состоянии, своевременного предупреждения и устранения неисправностей за их работой устанавливают систематическое наблюдение.
Нагрузка электрических машин определяется по измерительным приборам, она должна быть в пределах номинальной.
Необходимо своевременно смазывать подшипники, не допуская их перегрева. Температура подшипников не должна превышать 80 °C для подшипников скольжения и 95 °C для подшипников качения. Частота смазки зависит от типа подшипников и качества смазочных масел.
Необходимо следить за температурным режимом электрических машин. Предельно допустимые превышения температуры частей электрических машин при температуре окружающего воздуха 35 °C не должны превышать максимально допустимую температуру изоляции обмоток электрической машины.
Перед пуском электрических машин после длительной остановки необходимо произвести внешний осмотр, проверить положение пусковых устройств и измерить сопротивление изоляции обмоток. Сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками (в МОм) определяют при рабочей температуре двигателя:
 

Сопротивление должно быть не менее 0,5 МОм. Следует отметить, что сопротивление изоляции сильно зависит от температуры. Если испытания проводились при температуре ниже рабочей, то полученные значения из формулы (73) необходимо удваивать при разнице между температурами испытаний и рабочей на каждые 20 °C. Сопротивление изоляции измеряют мегомметром.
Вибрация электродвигателя не должна превышать следующих значений:

Превышение этих значений вибрации приводит к преждевременному износу подшипников и обмоток электродвигателя. 
Таблица 6  

Неисправность

Возможные причины

Способы устранения

Машины во время работы перегреваются

Общие неисправности
Ухудшение условий охлаждения, наличие в машине мест сильного нагрева в результате неисправности

Продуть машину сжатым воздухом или, если это не поможет, отправить в ремонт

Искрение щеток

Неисправность контактных колец или коллектора (загрязнение или шероховатость поверхности, биение колец или коллектора). Неправильная установка щеток (щетки слабо прижаты, не притерты, не установлены на нейтрали) Несоответствующий сорт щеток

Протереть сухой или слегка смоченной бензином тряпкой, прошлифовать кольца и, если коллектор или кольца создают биение, обточить их. Выяснить причину и устранить
Заменить щетки соответствующего сорта

Из подшипников скольжения вытекает и разбрызгивается масло

Избыток масла в подшипнике
Слишком мало отверстие для стока масла в нижней половине вкладыша Слишком сильное вентилирующее действие вращающихся частей машины: воздух продувается через подшипник и прогоняет масло по валу

Слить из подшипников излишек масла, проверить его уровень при неработающей машине Увеличить размер отверстий для стока масла
Предусмотреть в подшипнике со стороны, обращенной к корпусу, дополнительные уплотнения из кожи или войлока

Подшипники скольжения нагреваются выше 80 °С

В подшипнике мало или совсем нет масла

Устранить причину утечки масла и долить его. Если это невозможно, отправить машину в ремонт

Чрезмерная вибрация

Искривление вала (заметно биение конца вала). Неточная центровка машины при монтаже. Неуравновешенность вращающихся частей
Недостаточная жесткость фундаментов или оснований
Одностороннее притяжение якоря или ротора к полюсам

Отправить машину в ремонт
Отцентровать машину
Разобрать и отбалансировать вращающиеся части
Переделать или усилить фундаменты
Отрегулировать зазор между ротором или якорем и статором

Неисправность

Возможные причины

Способы устранения

Генератор не развивает номинального напряжения

Обмотка возбуждения генератора не создает нужное магнитное поле:
а)    неправильное чередование катушек полюсов
б)    замыкание между витками и на корпус
Не наводится достаточная э. д. с. в обмотках статора:
а)    короткое замыкание между катушками обмотки статора
б)    обрыв в соединении отдельных фаз обмотки

Проверить и пересоединить катушки
Отправить машину в ремонт
Отправить машину в ремонт
Проверить каток, устранить обрыв

Неисправности электродвигателей постоянного тока

Электродвигатель не запускается в работу

Перегорели плавкие предохранители
В сети отсутствует напряжение
Обрыв в подводящих проводах или в пусковом реостате
Обрыв в обмотке якоря ИЛИ в обмотке возбуждения

Заменить предохранители
Устранить неисправности в сети
Устранить обрыв цепи
Машину отправить в ремонт

При включения электродвигателя перегорают плавкие вставки

Пуск с замкнутым накоротко пусковым реостатом или слишком быстрый переход с одной ступени реостата на другую
Повреждение обмотки якоря
Перегрузка или неисправность приводимого механизма

Правильно включить реостат и не слишком быстро переходить с одной его ступени на другую
Машину отправить в ремонт
Устранить причину перегрузки или неисправности механизма

Искры между щитками разной полярности при включении электродвигателя

Загрязнение коллектора и щеток
Неправильное положение щеток на коллекторе Неправильное чередование полярности главных и дополнительных полюсов
Короткое замыкание в обмотке якоря

Очистить коллектор и щетки
Установить щетки в правильное положение
Переключить обмотки дополнительных полюсов
Машину отправить в ремонт

Коллектор и щетки перегреваются во время работы

Недостаточное число щеток
Плохой контакт щеток с коллектором

Установить необходимое число щеток
Хорошо притереть щетки к коллектору

Неисправность

Возможные причины

Способы устранения

Неисправности асинхронных электродвигателей

Электродвигатель гудит при включении, медленно вращается или не трогается с места

Обрыв в цепи статора, сгорание предохранителя, обрыв цепи одной из фаз (наконечник, кабель, контактор)

Заменить предохранители

Резервные двигатели должны периодически опробоваться. Необходимо систематически производить обдувку двигателя сжатым воздухом. Колебания напряжения, подводимого к двигателям, не должны превышать ±5%. Любые ненормальности н неисправности в работе электрических машин и результаты осмотра должны записываться в специальный журнал.
При эксплуатации электрических машин необходимо соблюдать следующие требования правил безопасности:

  1. Корпус машины должен быть заземлен.
  2. На корпусе должна быть красная стрелка, указывающая направление вращения. На пусковых аппаратах должны быть надписи с указанием механизма, к которому они относятся.
  3. Вращающиеся части должны быть ограждены.
  4. Двигатель должен быть отключен немедленно при несчастных случаях, связанных с работой механизма, приводимого в движение двигателем; б) появлении дыма из двигателя и других неисправностях, могущих вывести двигатель из строя (обрыв фазы, плавные вибрации); в) различных поломках механизма; г) обрыве заземления.
  5. Обслуживающий персонал должен знать схему питания и управления двигателя, правила обслуживания и безопасности.

Характерные, часто встречающиеся неисправности электрических машин и способы их устранения приведены в табл. 6.

Контрольные вопросы

  1.  На каких законах основан принцип действия трансформатора и вращающихся электрических машин?
  2.  Для каких целей проводятся опыты холостого хода и короткого замыкания трансформатора?
  3.  В чем состоит принципиальное отличие асинхронного электродвигателя от синхронного?
  4.   Какие способы регулирования частоты вращения асинхронных двигателей Вы знаете?
  5.  Как изменить направление вращения электродвигателя постоянного тока?
  6.  Для чего применяются в буровых установках электромагнитные муфты и тормоза?
  7.  Какие характерные часто встречающиеся неисправности в электрических машинах Вы знаете?
  8.  Назовите основные этапы монтажа электрических машин.