Содержание материала

§ 3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ И ТРАНСФОРМАТОРОВ БУРОВЫХ УСТАНОВОК
Буровые установки, выпускаемые в СССР, насчитывают в своем составе довольно большую номенклатуру различных электродвигателей, используемых в качестве привода лебедок, ротора, буровых насосов, вспомогательных механизмов.
Ниже приведены основные сведения по этим электродвигателям.
В табл. 23 даны технические характеристики асинхронных электродвигателей с фазным ротором привода лебедки. Двигатели АКБ по конструктивному исполнению защищены от попадания внутрь машины вертикально падающих капель. Они могут работать в повторно-кратковременном режиме с числом включения не более 100—200 в 1 ч и допускают реверс не более 10—20 в 1 ч при торможении противовключением. Электродвигатели АКБ имеют повышенную механическую прочность и могут транспортироваться волоком на стальном листе.
Электродвигатели АКЗ изготовляются в закрытом исполнении с принудительной вентиляцией или самовентиляцией.
В табл. 24 указаны технические характеристики синхронных электродвигателей для буровых лебедок, работающих с электромагнитными муфтами. Так, например, на буровой установке БУ80 БрЭ-1 привод буровой лебедки осуществляется синхронным электродвигателем СДЗБ-13-42-8. Момент электродвигателя передается с помощью муфты скольжения ЭМС-750.
Для привода роторного стола применяются асинхронные электродвигатели серии АЗ (см. табл. 24). Электродвигатели серии АЗ изготовляются в закрытом исполнении с принудительной вентиляцией или самовентиляцией. Они предназначены для тяжелых условий работы с относительно частыми пусками при полном напряжении сети для механизмов, не требующих регулирования частоты вращения. Этому режиму соответствует привод для стола ротора.
Для привода буровых насосов используют синхронные электродвигатели (табл. 25) и асинхронные электродвигатели с фазным ротором (табл. 26).
При использовании синхронных электродвигателей подача буровых насосов изменяется с помощью сменных цилиндровых втулок. В буровых насосах глубокого бурения подачу насоса регулируют в широких пределах электродвигателем постоянного тока по системе генератор—двигатель (Г—Д).
Для привода вспомогательных механизмов буровых установок, в состав которых входят компрессор низкого давления, комплекс механизмов расстановки свечей, вспомогательная лебедка, грунтоноска, вибросито, топливомаслосмазка, подъемные механизмы и др., используются асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым и с фазным ротором.

Таблица 26
Технические характеристики асинхронных электродвигателей с фазным ротором для буровых насосов напряжением 6 кВ

Таблица 27
Мощности электродвигателей (в кВт) для вспомогательных механизмов серийных буровых установок

Таблица 28
Технические характеристики асинхронных электродвигателей с к. з. ротором

Примечание. Напряжение для всех электродвигателей 380 В.

Таблица 29
Технические характеристики дизель-электрических агрегатов

Таблица 30
Технические характеристики электробуров

Таблица 31
Технические характеристики трансформаторов для буровых установок


Параметры

ТМБ-400

ТМБ-630

Номинальная мощность, кВ-А
Номинальное напряжение обмоток, кВ:

400

630

первичной

6

6

вторичной
Потери, Вт:

0,4

0,525

холостого хода

1080

1680

короткого замыкания

5500

7600

Напряжение КЗ, %

4,5

5.5

Ток холостого хода, % от номинального

2,1

2

Масса, кг

2100

3100

Мощности электродвигателей для вспомогательных механизмов серийных буровых установок приведены в табл. 27.
В табл. 28 указаны технические характеристики асинхронных электродвигателей, применяемых для привода вспомогательных механизмов.
На современных буровых установках монтируются дизель- электрические агрегаты переменного тока, предназначенные для аварийного питания ответственных механизмов буровой установки при перерывах электроснабжения от сети (табл. 29).
В СССР широкое развитие получило бурение с помощью электробура. Впервые конструкция электробура, нашедшего промышленное применение, была создана в 1937—1940 гг. инженерами А. П. Островским, Н. В. Александровым, Н. Г Григоряном, А. А. Богдановым, А. Л. Ильским и др.
Электробур представляет собой герметическую маслонаполненную машину, состоящую из короткозамкнутого трехфазного асинхронного электродвигателя, шпинделя, вращающего долото, и устройства, защищающего машину от проникновения бурового раствора.
Электродвигатель электробура рассчитан на повышенное скольжение и высокий пусковой момент.
Основные технические характеристики электробуров приведены в табл. 30.
Для питания потребителей буровых установок на напряжение 0,4 и 0,525 кВ применяют специальные трансформаторы. Они надежны в конструктивном отношении. Обмотки высокого напряжения трансформаторов имеют два дополнительных ответвления, с помощью которых может быть получен коэффициент трансформации, отличающийся от номинального на 5 %. Технические характеристики трансформаторов для буровых установок приведены в табл. 31.