Рыбное хозяйство
В последние годы в связи с сокращением океанических уловов и значительным снижением запасов уловов ценных видов рыб во внутренних морских водоемах, вызванных изменением режима и качества воды, а также снижением уровня Каспийского моря, особое внимание уделялось развитию рыбоводства в пресноводных водоемах, реках, озеpax, водохранилищах, а также развитию товарного рыбоводства в прудах, садковых хозяйствах и т. и. Капиталовложения стали направляться главным образом на проведение специальных рыбоводно-мелиоративных мероприятий: строительство заводов и хозяйств по искусственному выращиванию молоди, рыбопропускных и рыбозащитных сооружений, мелиорацию и обводнение нерестилищ, прудовое рыбоводство.
Размеры капиталовложений для повышения рыбопродуктивности внутренних водоемов (без учета капиталовложений во флот и обрабатывающую базу), %, составляют:
Речные водоемы ... 4,0
Водохранилища .. 6,4
Озера .. 12,0
Товарное рыбоводство ... 66,4
В том числе прудовые рыбоводные хозяйства ... 43,3
Моря .. 11,2
Всего ... 100
Рыбным промыслом в настоящее время освоено 6,0 млн. га водного зеркала существующих водохранилищ и возможно увеличение еще на 1 млн. га. Такое увеличение связано с высокой эффективностью мероприятий по зарыблению растительноядными рыбами южных водохранилищ. Наиболее эффективными для рыбного хозяйства являются водохранилища на Днепре, Дону, Нижней Волге.
Основным мероприятием по повышению рыбопродуктивности озер является организация на них специализированных озерных хозяйств. Кроме того, важное значение придается проведению мелиоративных работ на нерестилищах, искусственному рыборазведению молоди, строгому регулированию промысла, проведению охранных мероприятий, обогащению озер ценными видами рыб и др. Срок окупаемости капиталовложений в озерные хозяйства свидетельствует об экономической эффективности намечаемых мероприятий.
Ведущей формой товарного рыбоводства является выращивание рыбы в прудах. Прудовые рыбоводные хозяйства получают наибольшее развитие в тех районах страны, где имеются благоприятные условия и близко расположен потребитель, что обеспечивает, как правило, высокую рентабельность хозяйств. В 1975 г. площадь прудов составляла в целом по СССР почти 190 тыс. га. Суммарный выход рыбы достигал 137 тыс. т. В будущем производство рыбы будет значительно увеличено.
Решающим фактором, определяющим экономическую эффективность прудового рыбоводства, является расчетная рыбопродуктивность, т. е. размер выхода продукции с единицы площади водоема. Расчетная продуктивность принимается не менее 18 ц/га. В 1975 г. фактическая средняя рыбопродуктивность в госрыбхозах составляла 10 ц/га. В последние годы осваиваются новые формы товарного рыбоводства — переход на индустриальные методы выращивания рыбы на сбросных водах тепловых и атомных электростанций и в садках на естественных водоемах. Опыт показывает, что выращивание рыбы на теплых водах электростанций — один из наиболее экономичных способов, хотя он и требует соблюдения определенных условий: обеспечения хозяйств высокоэффективными гранулированными белковыми кормами животного происхождения и поддержания необходимого качества воды,
сбрасываемой хозяйствами, для чего нужны специальные способы очистки. В силу этих обстоятельств, развитие тепловодного хозяйства связано с определенными трудностями. В ближайшем будущем предусматривается значительное увеличение производства товарной рыбы.
Наряду с рыбохозяйственным освоением пресноводных водоемов перед народным хозяйством стоит задача сохранения и повышения рыбохозяйственной роли крупнейших внутренних морей — Каспийского и Азовского.
Несмотря на ухудшения естественных условий воспроизводства и нагула рыб экономическая эффективность использования сырьевых запасов Каспийского моря в настоящее время весьма высока. Так, в расчете на 1 тыс. т улова осетровых прибыль составляет 3,6— 3,9 млн. руб. Это свидетельствует о целесообразности проведения мероприятий по расширению масштабов рыбоводных работ на Каспии. Уловы и рентабельность будут зависеть от режима попусков, качества вод и прежде всего от возможности сохранения уровня моря. При поддержании уровня Каспийского моря на отметках, близких к современным, уловы ценных видов рыб в Каспии могут быть увеличены. При этом значительно возрастет рентабельность рыбного хозяйства.
Внутренний водный транспорт
Водный транспорт является наиболее дешевым видом транспорта, в особенности для перевозок массовых грузов. Современный уровень рентабельности по водному транспорту превышает 13%. Однако несмотря на экономические преимущества речной транспорт в настоящее время используется недостаточно. Среди причин, сдерживающих расширение сферы его применения, важное место занимает незавершенность мероприятий по комплексному использованию водных ресурсов на таких магистральных реках, как Волга, Кама, Дон; отсутствие необходимых межбассейновых соединений и подходных каналов к пунктам формирования грузов и другие недостатки современной сети водных путей. Осуществление мероприятий по улучшению и развитию сети внутренних водных путей СССР требует капиталовложений как для участия в комплексном гидростроительстве, так и для осуществления мероприятий отраслевого характера.
Эффективность капиталовложений (если считать их условно равными увеличению стоимости основных производственных фондов) по путевому хозяйству может быть оценена приростом грузооборота на 1 руб. капиталовложений. Если этот показатель за прошедшее десятилетие принять за единицу, то в ближайшие годы он будет составлять 1,5—1,7, а в будущем 2,0—2,3. Такой рост эффективности капиталовложений может быть достигнут в результате завершения работ по созданию Единой глубоководной системы европейской части СССР, допускающей широкое внедрение наиболее экономичных типоразмеров крупнотоннажных судов, повышающей эффективность использования существующего флота и способствующей увеличению грузооборота. Общая протяженность водных путей европейской территории СССР 6300 км; на значительной ее части (свыше 5000 км) уже обеспечивается глубина 4 м.
Развитие судоходства на реках европейской территории страны будет связано с увеличением судоходных глубин до оптимальных значений, поскольку снижение судоходной глубины по сравнению с оптимумом приведет к расчетным ущербам. Эффективность отдельных объектов по созданию Единой глубоководной системы европейской части СССР находится в пределах нормативных сроков.
Большие капиталовложения необходимы для развития водных путей Ангаро-Енисейского бассейна. Изучаются пути реконструкции водных путей Обь-Иртышского бассейна. Можно ожидать, что в будущем доля восточных бассейнов в общих перевозках и грузообороте вырастет с 22 до 27%. По бассейнам Севера и Северо-Запада основную часть капиталовложений требуется направить на частичную реконструкцию существующих сооружений Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала. Предполагается провести ряд транспортных мероприятий на реках Средней Азии и Казахстана.