Для регулирования и аварийной остановки в реакторах HТR, как и в других реакторах, используют поглощающие стержни, большей частью из карбида бора. Они должны размещаться в активной зоне по возможности наиболее равномерно. В связи с радиационным нагревом от нейтронного и γ-излучения стержни должны охлаждаться так же, как и твэлы, направленным потоком теплоносителя.
Приводы поглощающих стержней могут быть выполнены различным образом. Например, на реакторе «Пич-Боттом» поглощающие стержни с электроприводами образуют две автономные аварийные системы (первая состоит из 19 стержней). Каждый привод приводится в действие от отдельной батареи. Действующее усилие на приводе достигает 5 Т, что обеспечивает введение стержня даже в разрушенную зону. Вторая система состоит из поглотителей, расположенных на. крышке реактора. Она приводится в действие при недопустимом повышении температуры в активной зоне путем расплавления предохранителей из низкотемпературных сплавов. При этом поглощающие стержня падают в специальные каналы.
Особый случай представляет собой реактор большой мощности с шаровыми твэлами. В активной зоне реактора AVR для аварийной остановки достаточно четырех поглощающих стержней, движущихся снизу вверх по расположенным в выступах бокового отражателя графитовым каналам (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Схема привода поглощающего стержня аварийной защиты реактора AVR:
1 — активная зона; 2 — боковой отражатель; 3 — выступ бокового отражателя; 4 — поглотитель; 5 — зубчатые рейки; 6 — муфта; 7 — привод; 8 — шестерня; 9 — пневматический демпфер.
При отключении электромоторов стержни быстро вводятся в активную зону под действием противовесов, которые тормозятся в специальных пневматических цилиндрах.
В мощных реакторах с шаровыми твэлами одних расположенных в отражателе стержней недостаточно. Поэтому здесь используют дополнительно поглощающие стержни, которые вводятся непосредственно в засыпку твэлов. Засыпка шаровых твэлов по своим свойствам во многом сходна с жидкостью. Поэтому стержни можно вводить в засыпку без направляющих труб и с такими небольшими контактными усилиями между стержнями и твэлами, которые не вызывают повреждения последних [11].