монтаж ядерного реактора

Согласно отчету, опубликованному в этом месяце Рабочей группой Всемирной ядерной ассоциации по сотрудничеству в области оценки и лицензирования проектирования реакторов (CORDEL), для широкомасштабного развертывания новых реакторов по конкурентоспособной цене необходимо рационализировать систему лицензирования атомных станций.

Сегодня проекты ядерных реакторов, предлагаемые для развертывания, оцениваются национальными регулирующими органами в соответствии с их собственными правилами и процедурами. Полная оценка проводится независимо от того, «проходила ли конструкция тщательную проверку ранее и получила ли она сертификацию в другой стране». Такой национальный подход к лицензированию реакторов приводит к внесению изменений, что требует дополнительных расходов и времени, а также приводит к снижению эффективности при управлении несколькими проектами одной и той же базовой модели реактора.

В докладе «Согласование конструкции реакторов оценки и лицензирования: уроки, извлеченные из опыта транспортировки», CORDEL призывает к изменению традиционной модели ядерного развертывания. «Это приведет к улучшению экономики, эффективности регулирования, повышению эффективности и безопасности конструкции», - говорится в сообщении.

Комментируя отчет, генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации Сама Бильбао-и-Леон сказал: «Оптимизация международных стандартов и процессов лицензирования для новых ядерных реакторов является неотложной задачей. Это особенно важно для успешного развертывания ММР, экономическое обоснование которых основано на создание глобальных рынков и цепочек поставок».

Транспортировка радиоактивных материалов

Отчет CORDEL основан на опыте транспортировки радиоактивных материалов, который осуществляется в рамках нормативной базы, созданной 60 лет назад.

В 1961 году Международное агентство по атомной энергии опубликовало «Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов (SSR-6)». С того времени по всему миру было отправлено более полумиллиарда грузов, при этом не было ни одного случая транспортного происшествия, которое «привело бы к значительным радиологическим последствиям для здоровья людей или окружающей среды». Требования по перевозке ядерных материалов согласованы между всеми странами, так что для соответствия конкретным национальным нормам требуются минимальные конструктивные изменения, а техническая проверка компетентного органа одной страны может быть напрямую подтверждена компетентными органами в других странах.

В отчете говорится: «Разработчики первых правил перевозки ядерных материалов, смогли согласовать общие количественные характеристики, критерии и терминологию», что заложило основу для современных правил перевозки ядерных материалов. Далее предлагается создать международную группу, в состав которой войдут эксперты национальных регулирующих органов, для согласования правил по лицензированию реакторов.