солнечная энергия

Во многих странах мира солнечная энергия стала одним из наиболее экономически эффективных способов производства электроэнергии. Рынок фотоэлектрической (PV) солнечной энергии увеличился на 12% в 2019 году, при этом на пять крупнейших национальных рынков солнечной энергии - Китай, США, Индия, Япония и Вьетнам - приходится около 56% вновь установленных солнечных станций.

По мере того как мировая экономика «страдает» от COVID-19, основное внимание уделяется устойчивому восстановлению экономики. Инвестиции в устойчивую энергетику должны занимать первое место в этом списке; и учитывая растущую мощность солнечной энергии (электроэнергия, вырабатываемая солнечной энергией во всем мире, выросла на 22% в 2019 году), многие надеются, что нынешний кризис будет стимулировать новые возможности использования солнечной энергии.

В начале 2020 года (из-за пандемии COVID-19) некоторые энергетические проекты были приостановлены, но к середине года работы над этими проектами возобновились. В конце мая правительство Малайзии открыло новый тендер для крупномасштабной программы по солнечной энергии, в которую будет инвестировано почти 1 млрд. долларов США.

В Африке солнечная энергетика развивается очень быстрыми темпами. Это дает надежду на развитие рынка возобновляемых источников энергии.

Состояние энергетики на развивающихся рынках.

доля солнечной, тепловой, ветряной и атомной энергетики к 2050 году- прогнозы

В настоящее время считается, что на развивающиеся страны приходится почти половина всех глобальных выбросов углерода. Без значительных изменений в энергетической отрасли эта доля может вырасти до трех четвертей к 2050 году, что поставит под угрозу усилия по ограничению изменения климата.

А из-за острой нехватки электроэнергии, сдерживающей рост и ограничивающей средства к существованию во многих развивающихся странах, возникает необходимость в увеличении производства энергии.

Это открывает возможности для использования возобновляемых источников энергии, которые набирают все большую популярность на развивающихся рынках.

По состоянию на 2019 год все крупнейшие в мире солнечные электростанции находились в развивающихся странах: солнечная электростанция Нур Абу-Даби, комплекс Нур в Марокко, парк плотины Лонъянгся в Китае и объекты Камути, Курнул и Шакти Стхала в Индии.

Такая деятельность способствует изменению направления в развитии энергетического сектора. Согласно исследованию Bloomberg New Energy Finance, на возобновляемые источники энергии будет приходиться 77 процентов от 13,3 триллионов долларов США, инвестированных в энергетические мощности.

Если такие темпы изменений продолжатся, к 2050 году половина всей мировой энергии будет производиться за счет энергии ветра и солнца - инвестиционные возможности, которые нельзя игнорировать. Для компаний, которые продолжают искать инвестиционные возможности в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, очень важно определить соответствующие инвестиционные возможности.

Вызовы впереди.

Однако внедрение ветряной и солнечной энергии не обходится без проблем. Отсутствие стабильной политической основы (особенно на развивающихся рынках), трудности интеграции возобновляемых источников в существующие сети, нестабильность солнечной и ветряной энергии и риски, связанные с долгосрочными закупками электроэнергии, - все это является существенными препятствиями.

Одним из средств их преодоления является масштабное строительство ветряных и солнечных электростанций. Например,13,6 млрд. долларов США инвестируют несколько международных банков, включая Standard Chartered, в огромный солнечный парк в Дубай. Этот парк станет крупнейшим в мире, и после завершения к 2030 году будет вырабатывать 5000 МВт, что достаточно для питания 1,3 миллиона домов и сокращения выбросов углерода на 6,5 миллиона тонн в год.

Но для многих развивающихся стран стоимость строительства подобных проектов слишком высока. Такие страны не будут переходить на возобновляемые источники энергии до тех пор, пока их реализация не станет дешевле, чем производство альтернативных видов ископаемого топлива. Этот барьер часто называют «переломным моментом».

«Необходимость перехода к более чистым источникам энергии является наиболее острой задачей для развивающихся стран», - сказал Суджай Шах, глобальный руководитель отдела чистых технологий в Standard Chartered. «Крупномасштабные инвестиции в эти рынки помогут снизить физические и финансовые барьеры для доступа к возобновляемым источникам энергии - а это, в свою очередь, окажет долгосрочное воздействие, снизив цены до уровня сетевого паритета для развивающихся рынков».

К переломному моменту.

Переломный момент приближается, отчасти из-за резкого падения стоимости возобновляемых источников энергии. Цена на фотоэлементы, используемые для производства солнечной энергии, упала на 82% с 2010 по 2019 год. Это позволило многим развивающимся странам ускорить процесс перехода к чистой энергетике.

В 2015 году Таиланд достиг 50% запланированного на 2036 года целевого показателя солнечной энергии в 6 ГВт. Вьетнам инвестировал около 20 ГВт в солнечную энергетику, что составляет примерно половину существующих мощностей в стране. Китай уже более чем на 50 процентов превысил свой целевой показатель по солнечной энергии на 2020 год.

В частности, в декабре 2018 года одна из солнечных ферм в Китае мощностью 500 МВт впервые начала продавать электроэнергию по 0,316 юаня за киловатт-час, что дешевле, чем стоимость угольной генерации. В другом месте четвертая очередь массивной солнечной электростанции Мохаммеда бин Рашида Аль Мактума в Дубае обещает обеспечить самые низкие в мире цены на концентрированную солнечную энергию (7,3 цента США за киловатт-час) и фотоэлектрическую энергию (2,4 цента США). Для сравнения: стоимость углеводородов составляет от 5 до 17 центов США.

Уроки, извлеченные из этих инициатив и технологий, при их применении в развивающихся странах имеют огромное значение для преобразования мирового энергетического будущего.

Место под солнцем.

Несмотря на то, что эти крупномасштабные проекты были движущей силой эволюции солнечной энергетики в последнее время, они не являются единственным решением вопроса о «солнечном будущем».

Местные солнечные проекты, в рамках которых выработка энергии обеспечивает электричество, рабочие места для технического обслуживания и доход, имеют огромный потенциал во всех развивающихся странах, демонстрируя, что переход к чистой энергии может происходить на нескольких уровнях.

Китай - одна из стран, добившихся этого в наибольших масштабах. В 2016 году Национальное энергетическое агентство выступило с инициативой предоставления финансовых стимулов и технической помощи примерно двум миллионам бедных домохозяйств в 16 провинциях страны для установки солнечных панелей на крыше. Дома не только получат дешевую электроэнергию, но и смогут зарабатывать деньги, продавая электроэнергию обратно в сеть и помогая решать проблемы, связанные с перебоями в работе солнечной энергии. Точно так же владельцы недвижимости во Вьетнаме смогут сдавать свои крыши в аренду застройщикам. В свою очередь, разработчики устанавливают и обслуживают солнечные батареи, продавая электроэнергию обратно владельцам и местным властям.

«То, что мы видели до сих пор, только отблеск на поверхности», - добавил Шах. «Впереди открываются захватывающие возможности для рынка возобновляемых источников энергии, особенно солнечной. Это создает возможности для увеличения количества рабочих мест и повышения уровня жизни в развивающихся странах».

Раньше восстановление экономики ассоциировалось с увеличением уровня  выбросов. Но, если правительства стран и бизнес возьмут на себя обязательства действовать в интересах человечества и экономики, то Азия, Африка и Ближний Восток также могут рассчитывать на развитие возобновляемой энергетики в своих странах.