Содержание материала

Остановы блоков разделяются на плановые, выполняемые после проведения соответствующих подготовительных работ, и аварийные, которые производятся внезапно в результате действия автоматических защит или ручного воздействия на ключ останова. Как и при пуске, во время останова блока происходят изменения температурного и механического состояния отдельных узлов и блока в целом, которые необходимо контролировать. Плановые остановы блока могут производиться как без специального принудительного расхолаживания оборудования, так и с расхолаживанием турбины, паропроводов, котла. Останов при выводе блока в резерв, а также при необходимости проведения ремонтных работ, выполнение которых не связано с температурным состоянием паропроводов, котла и турбины для сокращения длительности последующего пуска, целесообразно производить без расхолаживания оборудования. Технология такого останова блока предусматривает плановую его разгрузку при номинальных параметрах свежего пара и максимально возможной (не ниже 515 °С) температуре пара промежуточного перегрева примерно до нагрузки 45—50% номинальной с последующим погашением топки котла, быстрой разгрузкой турбины до 25—30% номинальной и ее отключением защитными устройствами. После гашения топочной камеры закрываются регулирующие питательные клапаны (РПК), встроенная задвижка, клапаны Др-1, Др-3, и открытием ПБСУ обеспаривается пароперегреватель, при этом давление в тракте до встроенной задвижки «консервируется».
Для предельного сокращения продолжительности последующего пуска оптимизация режима останова проводится в направлении максимального снижения возникающих в деталях температурных напряжений, противоположных по знаку пусковым, с предельно возможной консервацией теплового состояния турбины [1.18]. Для блоков СКД, не допускающих работу на скользящем давлении, разгружении до минимальной нагрузки (для газомазутных блоков до 40—50%) целесообразно проводить с небольшой скоростью (0,5—1,0 % номинальной в минуту), обеспечивающей умеренный уровень напряжений в деталях, и с поддержанием номинальных параметров пара за котлом, после чего следует гасить топку котла и отключать турбину. Если же блок допускает работу на скользящем давлении, то разгрузку следует проводить при неизменном положении регулирующих клапанов, при этом температура пара в проточной части, а следовательно, и температура металла при разгружении почти не изменяются. При останове перед коротким простоем некоторое снижение температуры цилиндров может оказаться целесообразным, если не удается избежать глубокого и резкого захолаживания деталей на начальной стадии последующего пуска.
Останов блока с расхолаживанием турбины и паропроводов производится при его выводе в капитальный ремонт, а также в случаях, когда предполагаются ремонтные работы, требующие остывания турбины. Расхолаживании турбины и паропроводов проводится глубокой разгрузкой блока при плавном снижении температуры свежего пара и температуры пара промежуточного перегрева до 300—320 °С в соответствии с графиком-заданием (рис. 1.6).


Рис. 1.6. График-задание останова блока 300 МВт с расхолаживанием котла и паропроводов. (Обозначения см. на рис. 1.3).
Технология останова блока с расхолаживанием турбины и паропроводов обеспечивает на завершающей стадии разгрузки охлаждение ЦВД турбины приблизительно до 180°С. Для упрощения операций технология останова ориентирована иа изменение на каждом этапе расхолаживания лишь одного из регулируемых параметров: нагрузки, давленая, температуры свежего пара, положения регулирующих клапанов ЦВД.
При необходимости выполнения ремонтных работ на котле или паропроводах свежего пара производится их расхолаживание без расхолаживания турбины. Останов блока с принудительным расхолаживанием оборудования значительно сокращает длительность простоя его в ремонте.
Во время работы блока возможно возникновение аварийных режимов, а также повреждение отдельных узлов оборудования и тепловой схемы. Блок должен быть аварийно остановлен в случаях [1.15]:
останова котла моноблока или обоих корпусов дубль-блока; ,
отключения турбины, связанного с ее повреждениями или опасными нарушениями режима работы;
отключения генератора или трансформатора блока из-за внутренних повреждений;
отключения всех питательных насосов;
образования сквозных трещин или разрыва питательного трубопровода, паропровода, корпуса деаэратора;
потери напряжения на всех приборах теплотехнического контроля;
пожара, угрожающего обслуживающему персоналу или оборудованию;
отключения турбины и генератора, если отсутствует система автоматического перевода блока на холостой ход.
При аварийном останове блока до установления причины останова производится консервация давления в тракте до встроенной задвижки и уплотнение газовоздушного тракта. После выявления причин останова блок должен подготавливаться к пуску либо должны быть продолжены операции по выводу оборудования в ремонт.
Перед предстоящим плановым остановом блока необходимо выполнить подготовительные операции, которые должны обеспечить нормальное, безаварийное осуществление заданного режима разгружения и останова. К этим операциям в первую очередь следует отнести переключение деаэраторов, эжекторов и уплотнений турбины на питание паром от коллектора собственных нужд блока, опробование резервного и аварийного масляных насосов, расхаживание стопорных и регулирующих клапанов турбины, расхаживание задвижек перед блоками парораспределения и промперегрева, проверка исправности действия паровых и водяных клапанов ПСБУ, систем охлаждения пара в пароприемных устройствах конденсатора, систем защиты и блокировок блока, а также регистрирующих и показывающих контрольно-измерительных приборов.