Содержание материала

§ 10. Определение начал и концов обмотки двигателя

Начала и концы статорной обмотки имеют соответствующие обозначения, что было рассмотрено ранее в параграфе 4.
Если таких обозначений обмотка по каким-либо причинам не имеет, то определить начала и концы можно несколькими способами. 

Таблица 18
Значения пусковых активных сопротивлений для трехфазных двигателей в однофазном режиме


Мощность двигателя, кВт

Пусковое сопротивление по схеме рис. 60, а, Ом

Мощность двигателя, кВт

Пусковое сопротивление по схеме рис. 60, б, Ом

0,6

25—30

0,6—1,0

8—15

1,0

20—25

1,7—2,8

3-6

1,7

10—15

3,3—4,5

1,5—3

2,8

5—10

7—10

1—2

4,5—7,0

3-5

 

 

Таблица 19
Характеристика пусковых сопротивлений из фехраля для трехфазных двигателей в однофазном режиме


Мощность двигателя, кВт

Пусковое сопротивление, Ом

Размеры проволоки

диаметр, мм

           длина, м

0,6

30

1,2

28

1,0

20

1,5

28

1,7

10

1,7

19

2,8

7

2,0

18

4,5

5

2,5

24

Наиболее простым является такой способ: определяют три фазы, для чего один (любой) из шести проводов (выводов) обмотки двигателя присоединяется к фазному проводу сети (при этом рубильник отключен), затем к другому зажиму сети (нулевому проводу) одним своим проводом присоединяется контрольная лампа; включается рубильник, и другой провод контрольной лампы присоединяется поочеред но к пяти оставшимся проводам, пока лампа не загорится. Это будет означать, что определена одна фаза. По аналогии находятся остальные фазы. После определения всех трех фаз три любые начала или концы (по одному из каждой фазы) соединяются вместе. Оставшиеся три вывода каждой фазы присоединяют к сети. Такое соединение будет соответствовать соединению в «звезду». При этом могут возникнуть два варианта: либо в одной точке соединяются все «концы», либо конец и начало одной из фаз не совпадает с двумя другими.
В последнем случае один какой-нибудь фазный провод обмотки отсоединяется и «переворачивается», т. е. меняются местами точки присоединения. Для проверки правильности присоединения двигатель включается в ход. Если мы угадали и перевернули нужную фазу, то двигатель будет работать нормально, в противном случае не включится. Тогда отсоединенная фаза прикрепляется на прежнем месте и переворачивается другая. Если опять неудачно, то и эту фазу возвращают в первоначальное положение и переворачивают третью.
При нахождении начал и концов надо помнить, что сама обмотка не имеет строгого определения, где начала, а где концы. Все зависит от соединения их. Так, при соединении обмотки в «звезду», три вывода, соединенные в одной точке, будут соответствовать «концам» обмотки, а три другие будут определять «начала» обмотки. Если же эти начала соединить в одну точку, а концы рассоединить, то названия поменяются: те выводы, которые были раньше началами, станут концами, а концы будут началами.

 § 11. Разборка двигателя

Прежде чем приступить к разборке двигателя, его отсоединяют от проводов сети, а двигатель с фазным ротором — и от пускового реостата. Затем снимают ремень или разъединяют полумуфты, соединяющие двигатель с машиной, и снимают шкив или полумуфту с вала двигателя. Отвернув болты, которыми прикреплены к станине подшипниковые щиты, получаем доступ внутрь двигателя. Сняв задний щит (расположенный со стороны рабочей машины), вынимаем ротор из статора. Для чего легкими толчками подаем ротор в сторону переднего щита. Ротор следует доставать осторожно, чтобы не повредить лобовые части обмотки, крылья и другие части.
Передний щит двигателя с фазным ротором демонтируется в такой последовательности: вынимаются щетки, отворачиваются болты, крепящие корпус кожуха контактных колец, и снимается корпус кожуха. После чего передний щит снимается с подшипника. Подшипники снимаются с вала лишь в случае их замены, при этом необходимо пользоваться специальным съемником.
При сборке двигателя все операции производятся в обратной последовательности. Перед установкой подшипника поверхность под его установку на валу и в щите необходимо хорошо очистить и промыть бензином.
Производя насадку шкива или муфты на вал, следует создать упор для торца противоположного конца вала с тем, чтобы усилия при насадке не передавались на подшипники. С этой целью в двигателях защищенного исполнения предварительно снимаются подшипниковые крышки переднего щита.
Окончив сборку двигателя, необходимо (вручную) проверить, свободно ли вращается ротор, а также сопротивление изоляции токоведущих частей относительно корпуса.

§ 12. Основные неисправности электродвигателей

Двигатель не пускается в ход. Чаще всего это может произойти из-за отсутствия напряжения.
Для установления неисправности двигатель отключается, и первым делом проверяются предохранители на щите управления. Если предохранители исправны, то проверяется, есть ли напряжение в сети. Если есть напряжение в сети, нужно искать обрыв токоподводящего провода. Для этого отсоединяют токоподводящие провода, идущие от пусковой аппаратуры к двигателю, и проверяют их. Проверяется также пусковая аппаратура.
Двигатель может не запускаться в ход, если его статорная обмотка соединена в звезду тогда, когда по условиям работы она должна быть соединена в треугольник.
При обнаружении неисправности приступают к проверке самого двигателя. Может иметь место обрыв внутри одной из фаз статорной обмотки либо обрыв цепи ротора.
В двигателях с фазным ротором могут быть и другие неисправности. Поэтому проверяются провода, соединяющие реостат с обмоткой ротора, сам реостат, а также контактные соединения щеток с кольцами.
Двигатель может не запускаться из-за очень большой потери напряжения в сети во время пуска. Это происходит тогда, когда либо мощность источника (трансформатора) меньше необходимой, либо сечение проводов сети меньше необходимого, и в них происходит повышенная потеря напряжения. В этом случае нужно применять двигатели другого типа или модификаций (асинхронные с фазным ротором или с повышенным пусковым моментом) или принять меры по увеличению пропускной способности сети.
Двигатель может не включиться также из-за большой нагрузки, если он включается в работу с полностью загруженной рабочей машиной. Поэтому двигатель целесообразно пускать в ход без нагрузки (рабочая машина на холостом ходу), а если по условиям производства это невозможно, следует установить другой двигатель с фазным ротором или с повышенным пусковым моментом. Можно также установить короткозамкнутый двигатель большей мощности.
Иногда двигатель не пускается в ход из-за того, что произошло заклинивание (заедание) рабочей машины или механизма.
При вращении двигатель гудит и сильно перегревается: произошло межвитковое замыкание в одной из фаз или короткое замыкание между фазами статорной обмотки.
Повышенный перегрев обмотки: двигатель работает с перегрузкой на сниженной скорости. Нужно снизить нагрузку до номинальной.
Перегрев статорной обмотки и снижение скорости ротора происходят также и при обрыве одной из фаз при работе двигателя (если обрыв фазы имеет место до включения двигателя, то он не запускается). В этом случае во избежание полного перегорания надо немедленно остановить двигатель.
Перегрев двигателя может иметь место также из-за плохого его охлаждения, вследствие неисправности вентилятора или высокой температуры окружающей среды.
При включении двигателя перегорают предохранители или отключается пусковой аппарат: произошло короткое замыкание в цепи обмотки статора.
Повышенный перегрев подшипников: двигатель неправильно сцентрован с рабочей машиной или в подшипниках избыток (недостаток) смазки, а возможно, подшипник поврежден.
Повышенная вибрация: недостаточна жесткость фундамента, грубо сшит ремень, нарушена соосность вала двигателя с валом рабочей машины.
Замыкание контактных колец (у двигателя с фазным ротором): кольца и щеточное устройство загрязнены медноугольной пылью либо отсырела изоляция контактных колец.
Для устранения этой неисправности надо, в первом случае, снять кожух контактных колец, прочистить и продуть кольца и щеточное устройство, а во втором — просушить изоляцию.
Повышенное искрение под щетками (у двигателя с фазным ротором): перекос щеток, заедание щеток в обойме, недостаточное нажатие на щетки.
Чрезмерное искрение будет также иметь место при повреждении контактной поверхности колец. В этом случае необходимо прошлифовать или проточить их контактную поверхность.
Причиной чрезмерного искрения может служить также плохая притирка щеток; чтобы притереть, нужно проложить полоску стеклянной шкурки между кольцами и щетками и протягивать ее по направлению вращения.
Пониженное сопротивление изоляции: загрязнились или отсырели обмотки. Надо разобрать двигатель, прочистить, продуть и просушить обмотку.