После разборки электродвигателя с термореактивной изоляцией состояние активной стали статора и ротора проверяют наружным осмотром и по степени запрессовки листов, а также испытанием активной стали для выявления участков с недопустимыми перегревами, являющимися следствием нарушения изоляции между листами, и для определения потерь в стали. При осмотре поверхности активной стали отмечают мелом участки, имеющие потемнения, цвета побежалости, пакеты красноватой пыли, свидетельствующие о местных повреждениях.
Плотность запрессовки активной стали проверяют при помощи щупа со стороны расточки в каждом зубце, а со стороны спинки - во всех доступных местах. При удовлетворительном состоянии запрессовки лезвие ножа не должно входить между листами более чем на 1-2 мм при достаточно сильном нажатии рукой. Места с неудовлетворительной запрессовкой отмечают мелом.
Испытание активной стали производят до и после ремонта для оценки его эффективности. Наиболее часто ослабление прессовки наблюдается в зубцовой зоне. Устраняют этот дефект путем забивки текстолитовых или гетинаксовых уплотняющих клиньев. Размеры клиньев подбирают соответственно размерам зубца, а при забивке углубляют их на 2-3 мм ниже поверхности активной стали, покрывая клеящим лаком или клеем БФ-2, и для предохранения от выпадания отгибают на них края смежных листов стали.
Активную сталь статора в местах, где забиты уплотняющие клинья и нарушена лаковая пленка, покрывают масляно-битумным лаком воз душной сушки БТ-99 по ГОСТ 8017- 74*, что позволит при последующем ремонте по состоянию лакового покрытия судить о плотности прессовки по вышеуказанным признакам. При ослаблении прессовки всего объема активной стали в специальном приспособлении в условиях мастерской прессуют сердечник, укладывая на него листы текстолита марки СТЭФ, вырезанные по форме листов стали и прижимаемые нажимной шайбой.
Устранение местных оплавлений активной стали
Повреждение изоляции обмоток в пазовой части, сопровождающееся электрической дугой, сила которой зависит от характера повреждения изоляции, может служить причиной местного оплавления активной стали в пределах одного-двух пакетов. При ремонте поврежденного места вырубают оплавленные листы так, чтобы не оставалось сплавленных между собой листов и следов расплавленной меди. Удаление заусенцев между листами обеспечивается обработкой поверхности вырубленной зоны шлифовальным камнем или острым шабером. После вырубки и снятия заусенцев листы активной стали раздвигают отверткой или ножом и в образующиеся щели заливают лак БТ-99, а на глубину не менее 10-15 мм закладывают пластинки из слюды толщиной 0,05-0,07 мм. Отремонтированный участок стали после установки пластинок покрывают лаком БТ-99.
Если поврежденный участок находится в пазу, принимают меры, предотвращающие вспучивания обмотки, для этого е вырубленную зону укладывают полоски текстолита или гетинакса или заполняют ее специальной замазкой на основе эпоксидной смолы. Способ приготовления замазки приведен в приложении 2. Перед заполнением вырубленной зоны ее очищают, удаляют образовавшуюся металлическую и наждачную пыль, продувают сжатым сухим воздухом и промывают уайт-спиртом. Заполнение зоны производят при помощи металлического шпателя, предварительно располагая ее горизонтально во избежание вытекания замазки. Отверждение замазки должно произойти в течение 2 ч при комнатной температуре.
При ремонте значительной зоны повреждения (вырублен зубец на длину одного-двух пакетов) применяют заполнители из текстолита или гетинакса, которые подгоняют по месту для обеспечения плотного прилегания к стали и обмотке. Обеспечение подгонки дает возможность не выполнять какого-либо специального крепления заполнителя, так как его клинообразная форма препятствует выпаданию из сердечника. Дополнительное крепление заполнителя создают и пазовые клинья, которые промазывают клеящим лаком или клеем БФ-2, а на заполнитель еще и отгибают края листов стали. При ремонте сердечника ротора установку в вырубленные зоны заполнителей из текстолита или гетинакса выполняют при условии, если окружная скорость на поверхности сердечника не превышает 20 м/с. Подгонку заполнителя по месту производят с особой тщательностью, выполняя по его краям выступы, заходящие в вентиляционные каналы под соседние пазы. Это обеспечивает дополнительное крепление заполнителя обмоткой, расположенной в соседних пазах.
При окружной скорости сердечника, превышающей 20 м/с, установка заполнителей из текстолита и гетинакса недопустима, так как выпадание их может повлечь за собой значительные повреждения обмоток и активной стали. Выплавление большого объема стали (в трех и более пакетах), сопровождающееся выгоранием значительной площади многих листов и повреждением межлистовой изоляции, требует частичной или полной перешихтовки активной стали с переизолировкой листов. Это может быть выполнено в условиях специальной мастерской.
Устранение последствий истирания зубцов активной стали статора активной сталью ротора
Истирание активной стали статора происходит при уменьшении воздушного зазора между ротором и статором (проседании ротора), что, как правило, является следствием износа подшипников скольжения. В результате длительного задевания ротора о статор на зубцах активной стали образуются заусенцы, которые соединяют между собой листы активной стали, а также происходит местный перегрев активной стали, приводящий к сгоранию изоляции между листами. Устранение этих дефектов выполняют в условиях мастерской, разобрав электродвигатель.
Специальным ножом, который изготовляют в условиях мастерской из полотна для механической резки металла, и молотком массой до 0,5 кг производят разъединение затертых пластин. Нож проводят между каждыми соседними пластинами зубцов активной стали ударами молотка по боковой противоположной заточенной поверхности ножа. После снятия всех заусенцев листы активной стали поочередно раздвигают отверткой или ножом и образовавшиеся щели заполняют лаком БТ-99, закладывая на глубину 10-15 мм пластинки из слюды толщиной 0,05- 0,07 мм. Завершают ремонт поврежденного участка покрытием лаком БТ-99.
После просыхания лака выполняют испытание активной стали на отсутствие замыкания между ее листами. Определяемые при этом испытании удельные потери в стали от вихревых токов и перемагничивания являются одним из главных показателей оценки состояния изоляции между листами. Сравнивая результаты испытаний до и после ремонта, делают оценку качеству произведенных работ по изолировке листов.