Содержание материала

Создание в строительных организациях технически обоснованной и экономически целесообразной системы ремонтов электрооборудования является важной проблемой, на сегодня еще не полностью решенной.
Критерием эффективности эксплуатации и ремонта служит уровень аварийности, выраженный в процентах отношения количества вышедших из строя электромашин в течение года к числу установленных. Экономическая эффективность системы профилактического ремонта может оцениваться и по достигнутым удельным денежным затратам на принятую единицу электрооборудования при технически приемлемом уровне аварийности.
Недооценка необходимости проведения текущих плановопредупредительных ремонтов, а по этой причине выход из строя электродвигателей вызывает простой строительного оборудования и, следовательно, наносит ущерб производству.
Эксплуатационная надежность электрооборудования повышается, если выполняются следующие работы:
предмонтажные ревизии электрооборудования, способствующие исключению его отказов в работе после монтажа;
текущий уход за работающим оборудованием, при котором дежурный персонал соблюдает требования эксплуатационных инструкций, ведет контроль за смазкой, режимом загрузки и нагрева, чистотой;
текущие планово-предупредительные ремонты на месте использования электрооборудования и профилактические испытания;
капитальный ремонт электрической машины или трансформатора. Как правило, он заключается в полной замене обмотки.
Текущий планово-предупредительный ремонт электродвигателей производится без разборки.
Для асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором он заключается в проведении следующих операций: чистке от грязи и пыли корпуса снаружи и вентиляционных каналов, продувки сжатым воздухом, измерении сопротивления изоляции обмоток;
проверке контактных соединений обмотки с проводами сети; при необходимости производится перепайка наконечников или замена их и затяжка контактных болтов;
осмотре подшипников (проверяется отсутствие пререгрева их, шума, наличие смазки);
проверке крепления электродвигателя (состояние крепежных болтов);
проверке сочленения электродвигателя с приводным механизмом (определяется износ шестерен, пальцев муфт и при необходимости производится замена их, проверяется посадка шкивов, муфт, шестерен);
проверке состояния заземляющей проводки и электролинии;          
проверке режима загрузки двигателя, нагрева корпуса.
Для асинхронных двигателей с фазными роторами дополнительно проверяется состояние контактных колец, щеток, механизма подъема щеток. Шлифуются контактные кольца и продуваются сжатым воздухом, регулируются щеткодержатели.
Одновременно с текущим ремонтом электродвигателей осматривают и ремонтируют пускорегулирующую аппаратуру, аппаратуру защиты и управления.
Ориентировочные сроки периодичности текущих плановопредупредительных ремонтов в месяцах [27] приводятся ниже.
Электродвигатели: грузоподъемных машин 2
»                                              машин непрерывного транспорта . .      3
»                                              экскаваторов .  2
»                                              машин для приготовления бетона,
раствора ...  1
»                                              машин для дробления и сортировки     3
»                                              инструмента и вибраторов                  1
Панели, щиты и пульты управления, силовые сборки, пускорегулирующая аппаратура и приборы     6
Капитальный ремонт следует выполнять централизованно, на одном предприятии, подчиненном строительному ведомству.
В этом случае при большом количестве ремонтируемого оборудования можно применять передовой технологический процесс, новые совершенные изоляционные материалы и, как следствие, повышать качество ремонта.
Кроме того, значительно снижается стоимость ремонта, так как уменьшаются почти все статьи расходов, из которых складывается себестоимость ремонтных работ; за счет улучшения качества ремонтов возрастает межремонтный период, а следовательно, расходы на ремонт электрооборудования в год (относительная стоимость ремонта) уменьшаются; появляется возможность создания обменного фонда по типовым электродвигателям и трансформаторам; это помогает свести до минимума срок ремонта; значительно экономится обмоточный провод.
Наиболее прогрессивным методом ремонта является поточный метод с соответствующими контрольными испытаниями.
Для правильной постановки и организации контрольнопроверочных операций ГОСНИТИ разработаны технические условия и технология производства проверок, а также межоперационных и выпускных испытаний, конструкции и схемы испытательного оборудования. Для проведения проверок и испытаний разработаны контрольно-испытательные установки серий УПК и КИУ.
Плохое качество ремонта приводит к снижению cos φ.
Основными причинами снижения cos φ электродвигателя после ремонта обычно являются:
отклонение обмоточных данных от первоначальных (уменьшение числа витков в фазе при сохранении неизменным сечения проводов фаз); так, уменьшение числа витков на 10% вызывает рост тока холостого хода на 25% и снижение cos φ на 6—8%; в случае увеличения числа последовательно соединенных витков в фазе и уменьшения сечения фазы потребление реактивной мощности уменьшается, но при паспортной нагрузке двигателя нагрев и температура обмотки увеличиваются;
сдвиг стали ротора при недостаточно плотной запрессовке ее на валу;
чрезмерное увеличение воздушного зазора между статором и ротором при проточке поверхности ротора (недопустимо).
При ремонтах и ревизиях электродвигателей бывают случаи удара по валу во время разборки и сборки, съема и установки шкивов и подшипников. У двигателя с недостаточно плотной запрессовкой бобины ротора на валу получается сдвиг стали ротора достигающий 10 мм и более. При таком ненормальном сдвиге увеличивается магнитный поток рассеяния, что приводит к повышенному потреблению реактивной мощности и понижению cos φ электродвигателя на 0,15—0,3,