На строительных площадках возможна опасность соприкосновения грузоподъемных, землеройных и других машин с проводами воздушных линий, падение опор, соприкосновение людей с изолированными проводами, имеющими величины сопротивления изоляции ниже нормы, и т. д.
Безопасность эксплуатации воздушных линий обеспечивается при соблюдении нормативных расстояний как между проводами ВЛ, так и между ВЛ и сооружениями, а также пересекающими различного назначения трубопроводами, дорогами, линиями связи и т. д.
Мероприятием, способствующим исключению соединения стрел автомобильных или других кранов с проводами воздушных линий, расположенных на строительной площадке, являются габаритные ворота. Такие ворота могут быть сооружены в местах въезда крановых устройств или других механизмов на площадку. Беспрепятственный проход кранов через ворота свидетельствует о возможности перемещения их по территории площадки (в положении, в котором они перемещались при въезде на площадку).
Одной из причин поражения электрическим током при напряжениях электроустановок до 1000 в и выше с тяжелым исходом является работа самоходных стреловых кранов (автомобильных, пневмоколесных и гусеничных), экскаваторов и других машин в зонах действующих ЛЭП и касание ими проводов.
Такой характер электротравмирования является преимущественно следствием несоблюдения Правил Госгортехнадзора и СНиПа.
В соответствии с этими правилами не разрешается работа указанных выше машин под проводами действующих ЛЭП любого напряжения.
При необходимости производства работ краном или другой машиной (экскаваторо.м, погрузчиком), на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи машинисту должен быть выдан наряд-допуск, определяющий безопасные условия работы. Наряд-допуск подписывается главным инженером или главным энергетиком предприятия или организации, являющегося владельцем машины. При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах установленных разрывов наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.
Для обеспечения безопасного производства работ должно быть назначено ответственное лицо из числа ИТР, фамилия которого указывается в наряде-допуске. Работа и перемещение машины в указанных случаях' должны производиться под непосредственным руководством этого лица.
Куйбышевским филиалом института Оргэнергострой разработан прибор, именуемый «контролер токовой опасности».
Он способствует безопасному производству работ кранами и другими передвижными строительными машинами вблизи действующих ЛЭП.
Приемное устройство прибора устанавливается на части строительной машины, которая раньше других может оказаться в зоне ЛЭП (например, стрела крана или экскаватора).
При приближении к ЛЭП в приемном устройстве появляется потенциал, который усиливается и преобразуется в мощный импульс. На панели прибора, установленной в кабине машиниста, появляются световой и звуковой сигналы.
Время подачи сигнала зависит от напряжения ЛЭП. Например, при 110 кВ сигнал появляется при нахождении приемного устройства на расстоянии 30 м от ЛЭП. Если машина будет продолжать движение в направлении к ЛЭП, то за 7 м от ЛЭП прибор воздействует на цепь управления электроприводом (если машина имеет таковой) и машина остановится.
Центральная высоковольтная лаборатория Мосэнерго также ведет работы по изысканию наиболее удачной конструкции сигнализатора приближения стрелы автокрана к проводам воздушной линии электропередачи. Одной из последних конструкций является сигнализатор типа Сигнал-4, состоящий из датчика напряжения электрического поля и транзисторного усилительного устройства, которое предупреждает крановщика, что стрела вошла в опасную зону. При этом в кабине крановщика появляются прерывистые звуковой и световой сигналы; по мере приближения к проводам частота сигналов увеличивается.
Датчик сигнализатора основан на явлении электростатической индукции, т. е. наведении разности потенциалов между двумя электродами, внесенными в электрическое поле. Одним из электродов является масса стрелы автокрана, а другим— антенна (разработано два типа антенн — на оттяжках для одних типов кранов и скользящая — для других). Сигнализатор начинает действовать при напряжении 380 в на расстоянии 1,5 м при 6 кВ, начиная с 3 м и менее, при напряжении 10 кВ и выше сигнал начинает действовать на расстоянии 20 м.
Питание усилительного устройства, включая промежуточное реле, связанное с исполнительным устройством, осуществляется от четырех дисковых аккумуляторов типа Д-0,25. При выключенном устройстве аккумуляторы подзаряжаются. Сигнализатор включается рычажным концевым выключателем типа ВК при подъеме стрелы из транспортного положения на высоту 10—15 см. Выключатель устанавливается на кране па расстоянии 15—20 см от оси крепления стрелы таким образом, что при опускании кромка стрелы наезжает на колесико рычага выключателя.
Согласно СНиПа запрещается производить строительные работы, складировать материалы, устраивать стоянки машин в охранной зоне высоковольтной линии без согласования с организацией, эксплуатирующей линию. Охранные зоны высоковольтных линий, проходящих по территории строительной площадки, определяются параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов на расстоянии при напряжении до 20 кВ включительно—10, до 35 кВ включительно—15, до 110 кВ включительно — 20 м.
При передвижении строительных машин и механизмов, а также при перевозке оборудования и конструкций под проводами действующих ЛЭП расстояние по вертикали между самой верхней точкой перемещающейся машины (стрела должна быть опущена) или оборудования и низшей точкой провисания провода должно быть не менее: при напряжении ЛЭП до 1 кВ—1, до 20 кВ — 2, от 35 до 100 кВ — 3 м и т. д.
При невозможности соблюдения указанных условий с ЛЭП должно быть снято напряжение.
Следует строго соблюдать установленный порядок, при котором ремонтные работы на воздушных линиях могут быть начаты лишь после того, как определено отсутствие напряжения в линии и произведено заземление и закорочение проводов. При этом заземляющий провод переносного заземления должен быть присоединен сначала к «земле», а потом уже к проводам линии. Снятие заземления должно производиться в обратном порядке.
Металлические и железобетонные опоры, как правило, должны заземляться. Присоединение оттяжек к нулевому проводу при отсутствии заземления опоры может привести только вред, так как на нулевом проводе и, следовательно, на оттяжке всегда может быть некоторый потенциал по отношению к земле.
Перед началом работ по подвеске воздушной линии ответственное за работу лицо должно проверить используемые для этих работ инвентарь и приспособления (когти, пояса, лестницы, веревки, блоки и т. п.), убедиться в их прочности и пригодности к работе.
Когти испытываются статической нагрузкой в течение 5 мин путем подвешивания к застегнутому когтю груза в 180 кг при приемочных испытаниях и после капитального ремонта, а при периодических испытаниях (один раз в 6 месяцев) — груза в 135 кг.
Предохранительные пояса должны испытываться на статическую нагрузку в течение 5 мин путем подвешивания к застегнутому поясу груза в 300 кг при приемочных испытаниях и после капитального ремонта, а при периодических испытаниях (один раз в 6 месяцев) — грузом в 225 кг.
Пояс считается пригодным, если после испытания на нем не обнаружено следов повреждений. Для испытания поясов и когтей можно использовать стенды, в частности, стенд, разработанный в тресте Дальэлектромонтаж.
При обнаружении оборванного, лежащего на земле или висящего провода ВЛ необходимо принять меры по предупреждению приближения к проводу людей на расстояние ближе 5 м, так как при соприкосновении с этим проводом человек может оказаться под напряжением, опасным для жизни. Такую сеть надо срочно отключить или, если это сразу сделать невозможно, оградить участок оборванного провода, выставить охрану и вывесить предупредительные плакаты.
При прокладке нового кабеля (рядом с действующим) для рытья траншеи нельзя применять на глубине свыше 0,4 м ломы, иначе возможны повреждения кабелей и даже случаи драматизма. Не допускается производство раскопок отбойными молотками или землеройными машинами на расстоянии ближе 1 м и применение клин-бабы и аналогичных ударных механизмов на расстоянии ближе 5 м от кабелей.
В процессе эксплуатации за допустимую величину сопротивления изоляции кабеля напряжением до 1 кВ принимается не менее 0,5 Мом.
Пониженное сопротивление изоляции проложенного кабеля напряжением до 1 кВ может быть связано или с местным дефектом в результате механического повреждения при прокладке, или вследствие проникновения влаги с концов кабеля из-за неудовлетворительной их гидроизоляции до прокладки или при устройстве муфт (заделок).
Наличие влаги в изоляции кабеля определяется с помощью парафина, как изложено в технической документации на кабельные муфты (или местных инструкциях). Увлажнение бумажной изоляции кабеля можно определить и визуально, так как бумага приобретает сероватый, рыхлый вид.
Если бумажная изоляция после пробы на сырость покажет удовлетворительное состояние, то надо определить местный дефект в изоляции с помощью измерительных приборов.