Содержание материала

ГЛАВА II
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ, ТРАНСФОРМАТОРЫ, КРАНОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

  1. Электродвигатели

Общие сведения

Буквенные обозначения приняты по сопоставлению с прежней серией с добавлением цифры 2. Число после тире обозначает типоразмер: первая цифра — порядковый номер длины электродвигателя, число после второго тирс — число полюсов (например АО2-62-4).
Модификации определяются с прибавлением к буквенной части буквы:
П — с повышенным пусковым моментом (АОП2-62-4);
С — с повышенным скольжением (АОС2-41-4);
К — с фазным ротором (ЛОК2-76-6);
Э — со встроенным электромагнитным тормозом (АОЭ2- 41-4).
Для двигателей с алюминиевой обмоткой статора к концу обозначения добавляется буква А (АО2-42-4А).
Электродвигатели А2 и АО2 всех габаритов выполняются в чугунной оболочке, а 1-, 2- и 3-го габаритов также в алюминиевой оболочке. В этом случае к буквенной части прибавляется буква Л (например АОЛ2-11-4).
Количество пар полюсов, соответствующее оборотам в минуту: 8 — 750, 6 — 1000, 4 — 1500 и 2 — 3000.
Вес двигателя заданной мощности зависит от напряжения и частоты тока, скорости вращения, электромагнитных и тепловых нагрузок активных материалов, системы вентиляции, качества листовой стали и геометрических соотношений конструкций двигателя.
Различают следующие режимы работы электродвигателей: продолжительный (длительный) — рабочий период, при котором нагрев электродвигателя достигает всего установившегося значения (насосы, ленточные транспортеры, вентиляторы, компрессоры);
кратковременный — длительность рабочего периода недостаточна для достижения электродвигателем температуры нагрева, соответствующей данной нагрузке, а периоды остановки, наоборот, достаточны для охлаждения электродвигателя до температуры окружающей среды;
повторно-кратковременный — с относительной продолжительностью включения (ПВ), равной 15, 25, 40 и 60% при продолжительности одного цикла работы не более 10 мин (подъемные краны, некоторые станки и др.).
При агрегировании электродвигателя с оборудованием паспортная продолжительность электродвигателя должна соответствовать ПВ оборудования.
Для приближенного пересчета мощности электродвигателя одной продолжительности на другую можно пользоваться формулой

где Рх — мощность электродвигателя в кВт при необходимой продолжительности включения ПВХ в долях единицы;
Р пасп — мощность, указанная на щитке электродвигателя для соответствующей номинальной продолжительности включения ПВ пасп . 
Под номинальной мощностью (Рн) понимается мощность на валу электродвигателя. Для двигателя повторно-кратковременного режима
Нагрузки по изменению величины потребляемой мощности делят на постоянные и переменные.
Мощность, потребляемая электродвигателем (P1), всегда больше полезной или номинальной (Рн) на величину потерь и   (ΔР), т. е.
(3)

Коэффициент полезного действия
(4).
Например, потребляемая мощность электродвигателя P1=10 кВт, а развиваемая им механическая мощность (мощность на валу) Рп=10 л.с.
Требуется определить к. п. д. (η) электродвигателя и величину потерь.
1 л. с соответствует 0,736 кВт, 10 л. с— 10-0,736 ~ 7,4 кВт;

Потери мощности в двигателе равны:
ΔΡ = P1—Рн= 10 —7,4 = 2,6 кВт.

Выбор электродвигателей

Выбор мощности электродвигателя производится с учетом режима работы механизма.
При выборе электродвигателей следует иметь в виду, что у двигателей с короткозамкнутым ротором коэффициент мощности (cos φ) на 4—5%, а к. п. д. на 3% выше, чем у двигателей с фазным ротором. У быстроходных двигателей эти коэффициенты выше, чем у тихоходных. В связи с этим там, где позволяют технологические условия и схема электросети, надо устанавливать быстроходные электродвигатели с короткозамкнутыми роторами.
Для выбора электродвигателя по каталогу необходимо иметь следующие исходные данные:
наименование и тип механизма;
максимальную мощность на приводном валу механизма, если режим работы продолжительный и нагрузка постоянна, а в остальных случаях — графики изменения мощности или момента сопротивления в функции от времени;
скорость вращения приводного вала механизма;
способ сочленения механизма с валом электродвигателя (при наличии передач указываются род передачи и передаточное число);
величину момента при пуске, которую должен обеспечить электродвигатель на приводном валу механизма;
пределы регулирования скорости приводимого механизма с указанием верхнего и нижнего значений скоростей и соответствующих им величин мощности и момента;
характер и качество (плавность, ступенчатость) необходимой регулировки скорости;
частоту пусков или включений привода в течение часа;
характеристику окружающей среды;

род тока и напряжение питающей сети.
Выбранный тип двигателя должен проверяться на достаточность  перегрузочной способности его (отношение максимального момента к номинальному) для преодоления возможных кратковременных (продолжительностью в несколько секунд или десятков секунд) пиков нагрузки.
Ниже приведены формулы, позволяющие определить мощность  электродвигателей для привода некоторых механизмов.
Для привода ленточного транспортера, установленного на разных уровнях (ориентировочно):
(5)
где Q — производительность транспортера в т/ч;
L — длина транспортера между барабанами в м;
H — высота или разность уровней конечных точек транспортера в м;
К коэффициент запаса мощности (принимается равным 1.1-1.2);
η — к. п. д. транспортера;
С — опытный коэффициент, значение которого можно принимать по табл. 2.

Таблица 2

Неисправности электродвигателей и причины неисправностей

При определении состояния электродвигателя, находящегося в эксплуатации, необходимо проверить:
поведение электродвигателя при пуске (как берет с места, разворачивается);
нормальность шума;
нагрев двигателя (отдельных частей, отдельных мест);
вибрацию двигателя;
для двигателя с фазным ротором — состояние щеток и колец (искрение, обгорание);
состояние подшипников, их смазку;
целость заземляющего проводника;
состояние маркировки (соответствие требованиям правил);
отсутствие загромождения проходов к двигателю посторонними предметами.
К основным неисправностям электродвигателей и причинам, вызывающим их, можно отнести:


Неисправность

Причина

Двигатель не берет с места

Перегорели одна или две плавкие вставки в предохранителях, перепутаны соединения начал и концов обмоток, перегрузка двигателя

Двигатель при пуске не разворачивается или вращение его ненормально.

Механические причины: заклинивание («заедание») приводимого механизма, очень большая нагрузка.

Вращающее усилие недостаточно для трогания «с места»

Признаком механических повреждений является одинаковый повышенный ток во всех фазах статора
Электрические причины: обрывы в питающей сети, в пусковой аппаратуре, внутренний обрыв в одной фазе обмотки статора, соединенного звездой, или обрыв в двух или трех фазах цепи фазного ротора. Признаком обрыва в цепи статора является отсутствие тока в питающих проводах при включении статора в сеть.

Двигатель с фазным ротором при пуске вращается с половинной скоростью и сильно гудит.

Обрыв в одной фазе ротора

Двигатель плохо разворачивается и сильно гудит; величина тока во всех фазах различна, а при холостом ходе даже превышает номинальный ток

Неправильное соединение обмоток фаз между собой

Двигатель с нагрузкой плохо разворачивается и не развивает номинальной скорости вращения; сильно гудит; ротор, а иногда и статор перегреты

Плохой контакт в цепи ротора

Скорость вращения двигателя ниже номинальной при номинальной нагрузке

Пониженное напряжение на зажимах статора; обмотка соединена звездой вместо соединения треугольником, слишком большое сопротивление в цепи фазного ротора, плохой контакт в цепи ротора

Двигатель разворачивается и хорошо работает при номинальной нагрузке, но величина тока в фазах различна, а скорость вращения ниже номинальной

Обрыв одной фазы обмотки статора при соединении фаз треугольником

Двигатель с фазным ротором разворачивается при разомкнутой цепи ротора

Короткое замыкание в обмотке ротора

Равномерное сильное нагревание частей двигателя, одновременно снижение оборотов

Перегрузка, отклонение напряжения от номинального, ухудшение условий охлаждения

Местное сильное нагревание обмотки статора; сильное гудение и резкое снижение скорости вращения; ток в отдельных фазах неодинаков

Замыкание между витками в одной фазе обмотки статора, замыкание статора, замыкание обмотки на корпус

Местное сильное нагревание активной стали статора при холостом ходе двигателя и при номинальном напряжении сети

Местное замыкание между отдельными, листами активной стали вследствие образования заусенцев или задевания ротором статора во время работы двигателя; оплавление или выгорание зубцов активной стали из-за коротких замыканий в обмотке статора или пробоя обмотки на корпус

Местное сильное нагревание обмотки фазного ротора

Короткое замыкание в обмотке фазного ротора

Искрение щеток и обгорание контактных колец

Загрязнение контактных колец и щеток; слабое нажатие щеток, плохая пришлифовка щеток, биение контактных колец, недостаточное количество щеток или слишком малое их сечение; неравномерное распределение тока между отдельными щетками; несоответствующий сорт щеток

Перегрев контактных колец и щеток

Слишком сильное нажатие щеток на контактные кольца, искрение щеток

Чрезмерный износ щеток и контактных колец

Неравномерное распределение тока между отдельными щетками, слишком большие давления щеток на контактные кольца и плотность в щетках, неровная поверхность контактных колец, загрязнение контактных колец угольной пылью, использование щеток не соответствующего сорта

 

 

 

Распайки в междукатушечных соединениях обмоток и кабельных наконечниках, распайка проволочных бандажей фазных роторов

Плохо выполненные пайки, использование припоя, не соответствующего режиму работы или пуска двигателя

Сильный нагрев контактов на зажимах электродвигателя

Слабая затяжка гаек контактных болтов или недостаточная площадь контактных поверхностей

Задевание статора ротором; гудение, сопровождаемое вибрацией двигателя, дым, запах гари и искры

Нарушение зазора между ротором и статором из-за износа подшипников, деформации стали статора или ротора, чрезмерный изгиб вала (при ременной передаче), одностороннее притяжение ротора к статору из-за витковых замыканий в обмотке статора, сильные вибрации ротора

Ненормальный шум в двигателе; гудение низкого тона при нормальной работе двигателя

Электромагнитные причины: слабая запрессовка активной стали, ослабление прессовки стали («распушение»), наличие параллельных ветвей в обмотке статора при неравномерности зазора между ротором и статором.

Механические причины: вибрация двигателя, ослабление клиньев в пазах, выступившая изоляция (картон, лента), выступившие клинья

Сильное гудение двигателя; величина тока во всех фазах различна; нагрев обмотки статора неравномерный

Короткое замыкание в обмотке статора, неправильное соединение обмотки статора, различное число витков в отдельных катушках обмотки статора


Перегрев подшипников

Загрязнение масла пылью или попадание воды, применение несоответствующего сорта масла, шероховатость шейки вала, неправильная центровка двигателя, искривление вала или его шеек и др.

Замыкание обмотки на корпус, между витками.

Повреждение изоляции обмотки: отсыревание, попадание грязи, металлических стружек, металлической и абразивной пыли, химическое разрушение под действием кислотных и щелочных паров, сильный и длительный перегрев двигателя, естественный износ (старение) изоляции