Содержание материала

Для электропитания установок необслуживаемых промежуточных радиорелейных станций (ПРС) с полупроводниковой аппаратурой разработаны и применяются устройства коммутации и защиты аккумуляторных батарей и нагрузки, которые предназначены для автоматической коммутации секционированных аккумуляторных батарей, защиты цепей нагрузки, обеспечения заряда и подзаряда дополнительных элементов батареи.
Устройство КЗБ рассчитано на ток нагрузки 260 А при номинальном напряжении установки 24 В. В части принципиальных решений по коммутации и содержанию дополнительных элементов КЗБ-24/260 (рис. 5.9) аналогично АКАБ-24/1500. Так же, как и в АКАБ-24/1500, дополнительные элементы подключаются по команде вольт-метровых реле ΡΒ1 и РВ2, включенных параллельно нагрузке, переключение рабочих (буферных) выпрямителей из режима стабилизации тока в режим напряжения происходит при достижении напряжения 25,3 В (2,3 В· 11) на основных элементах (ОЭ) батареи; в этот же момент происходит и отключение резервного выпрямителя. Устройство КЗБ предназначено для работы с выпрямителем ВУК-32/100, специально разработанным для ЭПУ РРЛ, но может работать и с ВУК-36/130 или ВУК-36/260.
Различия КЗБ от АКАБ состоят в следующем:

  1. В качестве зарядного выпрямителя дополнительных элементов (ЗВДЭ) используется упрощенный трехфазный выпрямитель с естественной падающей характеристикой зарядного тока. Начальный зарядный ток выпрямителя 40 или 80 А (устанавливается при настройке), конечный — не менее 30% начального зарядного тока. Выпрямитель размещается внутри шкафа КЗБ и включается вручную тумблером. Отключается ЗВДЭ автоматически по  сигналу вольтреле РВЗ при достижении напряжения 4,6 В на двух ДЭ.

Рис. 5.9. Структурная схема устройства КЗБ-24/260

  1. При кратковременном отключении рабочих выпрямителей, в случае автоматического перехода с внешней сети на дизель-генератор, послеаварийный заряд ДЭ осуществляется от выпрямителя содержания ВС-6/8 током до 8 А. При длительном отключении внешней сети и незапуске (аварии) дизель-генератора аккумуляторы разряжаются в течение 3—5 ч (время прибытия персонала с узловой радиорелейной станции). Персонал после устранения аварийного состояния вручную включает ЗВДЭ.
  2. Схема КЗБ позволяет вручную (с помощью рубильников, предохранителей и перемычек) выполнять:

параллельное соединение двух групп аккумуляторных батарей и нагрузки;
включение и отключение ДЭ при заряде и разряде батареи; отключение одной группы ОЭ и ДЭ от нагрузки и подключение ее к цепи разряда или заряда при проведении контрольного разряда батареи;
отключение резервного ВУК от цепи нагрузки при заряде ОЭ батареи до напряжения 2,7 В на элемент;
подключение ЗВДЭ к дополнительным элементам и отключение его;
подключение рабочих ВУК-32/100 непосредственно к нагрузке в обход основных цепей КЗБ и с отключением аккумуляторной батареи от нагрузки (так называемая схема обхода).
В состав КЗБ входят: исполнительный блок, блок управления, блок выпрямителя содержания ВС-6/8 и блок зарядного выпрямителя. Конструктивно КЗБ-24/260 выполнено в виде шкафа прислонного типа в пыленепроницаемом исполнении. Доступ ко всем элементам КЗБ осуществляется с лицевой стороны.
Эксплуатационное обслуживание КЗБ.
Для проведения ремонтов и профилактических работ в силовой части устройства без закрытия связей, при питании нагрузок по схеме обхода необходимо: выключить все тумблеры на передней панели блока управления, включить рубильник В5, выключить B6, снять перемычку с клемм Из1 и Из2. Обратный переход с обходной схемы на основную производится в обратном порядке, после чего тумблеры на панели блока управления переводят в положение, соответствующее выбранному режиму.
Для заряда или разряда одной группы батареи необходимо переставить предохранители Пр3, Пр21 (для первой группы), Пр4, Пр22 (для второй группы) из положения «Работа» в положение «Профилактика», предварительно выключив тумблеры В2 и B8 в цепях сигнальных предохранителей. Для заряда двух ДЭ производят необходимую коммутацию перемычками между клеммами Из13—Из15 и включают ЗВДЭ в ручном режиме работы.