ВВОД В ДЕЙСТВИЕ НОВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ
Сборка аккумуляторов, монтаж батарей и приведение их в действие должны производиться специалистами, имеющими необходимые знания и опыт по монтажу стационарных свинцовых батарей.
После монтажа батарею заливают электролитом плотности 1,180±0,005 г/см3 (приведенной к температуре 20°С). Электролит для заливки аккумуляторных батарей готовится из серной аккумуляторной кислоты (ГОСТ 667—76) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709—72). Применяемая дистиллированная вода не должна иметь вредных примесей (хлор, железо, медь). При невозможности получения вместе с дистиллированной водой результатов ее химического анализа, необходимо производить проверку получаемой воды в лаборатории. При получении воды от местного дистиллятора обязательна первоначальная проверка ее в специализированной химической лаборатории на содержание вредных примесей. Дистиллированная вода должна храниться в чистых стеклянных бутылях, плотно закрытых притертыми стеклянными пробками. Все бутыли с водой должны иметь обозначения «Дист. вода» с отметками о дате ее получения.
Для приготовления электролита (т. е. водного раствора серной кислоты) применяют керамические, эбонитовые или деревянные, выложенные свинцом, баки. Сначала вливают в бак необходимое количество дистиллированной воды, а затем осторожно, по внутренней стенке бака, — серную кислоту (плотность 1,84 г/см3). При этом смесь непрерывно перемешивают стеклянной палочкой или трубкой. Данные о количестве смешиваемых компонентов (воды и кислоты) для получения раствора с той или иной плотностью приведены в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Количество воды и кислоты для получения раствора различной плотности
В процессе приготовления электролита необходимой плотности (1,18 г/см3 при t=20°С) следует учитывать фактическую температуру электролита. Плотность электролита при различных температурах, соответствующая плотности 1,18 г/см3 при t=20°С, приведена в табл. 4.3.
Таблица 4.3
Величины плотности электролита при различных температурах
Плотность электролита в аккумуляторах определяется с помощью денсиметров с ценой деления 0,001 единицы плотности.
Температура электролита должна измеряться стеклянным техническим термометром с ценой деления не более 1°С, не содержащим наружных деревянных или металлических частей. После разведения в баке электролит должен остыть до температуры, близкой к температуре помещения. (Во время приготовления раствора серной кислоты температура его может повыситься до 60—70°С.) Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, не должна превышать 25°С.
ПЕРВЫЙ ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРОВ
После заливки аккумуляторов электролитом батарея должна находиться в спокойном состоянии 2—4 ч. За это время электролит заполнит пористую структуру пластин и войдет в соприкосновение с активной массой. Перед включением на заряд должны быть проверены полюса (+ и —) батареи и зарядного устройства и определено их соответствие при соединении (плюс с плюсом, минус с минусом).
Первый заряд батареи должен проводиться в полном соответствии с инструкцией завода-изготовителя, прилагаемой к аккумуляторам. При этом максимальный зарядный ток в расчете на одну пластину должен быть: для пластин И1 не более 7 А, для пластин И2 — не более 10 А и для пластин И4 — не более 18 А.
Признаками окончания первого заряда являются: постоянство напряжения всех элементов в пределах 2,7—2,8 В; плотность электролита (приведенная к t=+20°С) должна составлять 1,200—1,210 г/см3; батарея получила не менее 9-кратной емкости 10-часового режима разряда; положительные пластины приобрели темно-коричневый, а отрицательные — шиферно-серый цвет.
После окончания первого заряда производится контрольный разряд батареи для определения ее фактической емкости. Контрольный разряд после формировки проводится, как правило, на нагрузочный реостат током 10-часового режима разряда. При температуре электролита во время разряда, отличной от 20°С, производится пересчет фактически полученной емкости, т. е. приведение ее к температуре 20°С.
Полученная при первом контрольном разряде емкость обычно не превышает 70—80% Qном. Для получения от вновь вводимой батареи гарантированной емкости по требованию завода-изготовителя должно быть проведено до четырех тренировочных циклов заряд—разряд. В противном случае часть емкости может быть необратимо утрачена.