ОБСЛУЖИВАНИЕ УСТАНОВОК СО ЩИТАМИ АВТОМАТИКИ ЩДГА-М И ЩАВ-М НА РЕЛЕЙНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ
На объектах связи с постоянным обслуживанием ежедневно, а на необслуживаемых—при каждом посещении персоналом проводится внешний осмотр щитов, дизеля, приборов и навесных агрегатов, генератора, дюритовых соединений, проверяется температура воды (не менее 40° С) и масла (не менее 20° С) по приборам на щитке дизеля, положение тумблеров ВР на THAR и ЩДГА («Работа»), напряжение внешней сети (по щитовому прибору на ЩАВ), напряжение подзаряда аккумуляторов (по щитовому прибору на ШЗБ), отсутствие аварийных сигналов при нажатии кнопок КВС на ЩДГА и ЩАВ.
Не реже раза в 10 дней производят:
осмотр топливохранилища, топливной, масляной и водяной систем, проверку наличия топлива, масла, воды и отсутствия течи;
замеры напряжения, уровня и плотности (1,24—1,26 г/см3) электролита во всех элементах стартерных батарей и батарей автоматики, осмотр ШЗБ, осмотр и чистку аккумуляторных шкафов (данные замеров заносятся в аккумуляторный журнал);
проверку исправности цепи подогрева дизеля и надежности контактных соединений в этой цепи; пробные поочередные пуски агрегатов нажатием кнопки пуска на ЩДГА (время работы каждого дизеля без нагрузки не более 10 мин), при этом проверяется отсутствие посторонних шумов, повышенной вибрации, надежность крепления навесных агрегатов, показания приборов на щитке дизеля и на ЩДГА;
проверку после остановки агрегата отсутствия сигнала аварии нажатием кнопки КВС;
уборку помещения, удаление пыли, подтеков;
запись показаний счетчиков на щитах ЩДГА и ЩАВ, запись в журнале о проведенной профилактике.
Ежеквартально, помимо вышеуказанных работ (за исключением пусков дизелей), производятся:
- Профилактика всех реле и контакторов в щитах ЩДГА и ЩАВ (после снятия напряжения с цепей управления и отключения щитов от сборных шин), чистка щитов и монтажа от пыли, проверка надежности паек, затяжка гаек, винтов; проверка свободного хода якорей реле и контакторов, осмотр и чистка контактов реле, при необходимости промывка их спиртом с помощью мягкой кисти; осмотр и чистка силовых и блокировочных контактов контакторов, а в случае их выгорания — замена.
- Снятие крышек БРН генераторов, проверка состояния элементов, чистка монтажа и подтяжка контактных соединений; осмотр контактных колец, щеток и щеткодержателей генератора.
- Проверка исправности предохранителей и сигнальных ламп (визуально или тестером).
- Проверка работы датчиков автоматики: ДТМ-45 по срабатыванию и отпусканию реле РТМ-45, которое должно сработать при 41—43° С и отпустить при 45° С; ДДМ-1,7 — по отпусканию реле РДМ во время работы дизеля (давление масла выше 16,6· 104 Па или 1,7 кгс/см2); ДТВ-80 по срабатыванию реле РТВ и включению вентилятора при температуре воды 80° С.
- Проверка работы ДГА под нагрузкой (не менее 1 ч):
а) запуск ДГА установкой переключателя ВР на ЩАВ в положение «Ремонт», при этом запускаются оба агрегата, один принимает нагрузку, другой останавливается; проверяются момент включения вентилятора (80° С), напряжение и частота генератора, давление масла (больше 19,6х104 Па или 2 кгс/см2), температура воды (не более 85° С);
б) аварийная остановка работающего ДГА (нажатием на якорь реле РДМ), при этом автоматически запускается и принимает нагрузку другой агрегат, который должен работать не менее 1 ч с -контролем параметров;
в) остановка работающего ДГА путем имитации включения напряжения внешней сети (переключатель ВР на ЩАВ поставить в положение «Работа»), Разблокировать реле аварии, проверить отсутствие аварийных сигналов (кнопкой КВС);
г) проверка аварийных остановок ДГА: при пропадании напряжения генератора (имитируется снятием одного из предохранителей Пр5—Пр7), перегрузке по току (имитируется отключением автомата генератора АГ), снижении давления масла в системе (имитируется замыканием клемм 6—200 в реле КРД-4), снижении уровня воды в радиаторе (имитируется принудительным воздействием на микровыключатель датчика ДУВ на бачке уровня воды), несостоявшемся запуске дизеля с трех попыток (имитируется перекрытием топлива установкой рейки на топливном насосе в крайнее левое положение), повышении температуры воды в системе охлаждения дизеля (имитируется замыканием контактов 6—193 датчика ДТВ-105 реле КР-4), неисправности центробежного реле скорости РС-3 (имитируется отключением провода от клеммы 139 реле КРД-4), неостановке дизеля после поступления сигнала на перекрытие топлива (имитируется снятием предохранителя Пр1 в цепи соленоида закрытия топлива СЗТ).
При трех последних проверках остановка происходит при перекрытии воздушной заслонки; необходимо после каждой проверки возвращать воздушную заслонку в исходное положение.
Во время полугодовых профилактик помимо указанных выше работ проверяются уставки реле напряжения ΡΗ1—РН3 в ЩДГА (U=213 В, Uотп=176 В) и реле напряжения ΡΗΒ1— PHВ4 в ЩАВ (уставки реле понижения напряжения Uср=213 В, Uотп=176 В, реле повышения напряжения (7Ср=440 В, i/OTn = 380 В). Реле напряжения проверяются с помощью ЛАТР и переносного вольтметра класса 0,5. Проверка уставок реле времени РВ-1 (выдержка 5—6 с) и РВ-2 (выдержка 1,0—1,5 с) производится визуально, по положению упора на шкале. Уставка реле времени РПВ (2—3 мин) проверяется с помощью ручного секундомера.
Проверяется работа автоматики вспомогательных устройств (ЩАВ): системы подкачки топлива воздействием на микропереключатели датчиков уровня топлива УТ-1 и УТ-2; включение — отключение вентилятора (принудительным воздействием на датчики ДТП + 35 и ДТП + 20), автопуск дизеля на самопрогрев при температуре помещения +8° С (датчики ДТП + 8) и остановка при повышении температуры до +20 (датчик ДТП + 20). После окончания проверки все датчики возвращаются в исходное положение.
Во время годовой профилактики дополнительно производится промывка топливных и масляных баков и заполнение их топливом и маслом, промывка фильтров грубой очистки. Производится технический уход № 1 за дизелем согласно заводской инструкции. Проверяют и настраивают блоки шкафа ШЗБ. Проводят контрольные разряды и последующие заряды аккумуляторных батарей. Проверяются погрешности срабатывания датчиков автоматики ДДМ-1,7; ДТВ + 80 и ДТВ + 105. Измеряется сопротивление изоляции силовых цепей и обмоток электродвигателей (норма не менее 0,5 МОм), а также вибрация генератора, производится проверка электродвигателей насосов подкачки топлива и вентиляции помещения (осмотр, пополнение смазки подшипников, контроль состояния соединительных муфт).
Ревизия емкостей топливохранилищ, трубопроводов, насосов, очистка отстоя производится 1 раз в три года. Сопротивление изоляции оперативных цепей измеряется 1 раз в три года. Технические уходы № 2 и 3 за тепловым двигателем проводятся через 600 и 4000 ч работы в соответствии с заводской инструкцией.
ОБСЛУЖИВАНИЕ УСТАНОВОК СО ЩИТАМИ АВТОМАТИКИ ЩДГА-Б И ЩАВ-Б НА ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТАХ
Методика профилактических проверок указанных установок в основном совпадает с изложенной выше. Объем профилактических работ несколько меньше, так как количество реле на щите ЩДГА-Б уменьшено до 11 шт. (вместо 28), а на щите ЩАВ-Б — до 6 шт. (вместо 18).
Особенности профилактического обслуживания указанных установок заключаются в следующем. Во время декадной профилактики следует проверить напряжение—12 и 6 В на выходе блока питания в щите ЩДГА (при необходимости производится регулировка с помощью потенциометров). Переключатель сигнализации аварий (ПА) должен находиться в положении «Общая авария». Отсутствие аварийной сигнализации проверяют переключателем ПА при каждом посещении станции.
При квартальной профилактике снятие напряжения с цепей управления производится выключением тумблера Т на блоке питания. При проверке работы схемы аварийных остановок дизеля по методике, изложенной выше, следует обращать внимание на срабатывание или отпускание выходных реле схем логики: реле 5РП (отклонение от нормы напряжения генераторов, перегрузка по току, снижение уровня воды, понижение давления масла); реле 2РП (незапуск дизеля после трех попыток пуска); реле 6РП, действующее на соленоид воздушной заслонки СЗВ (увеличение оборотов дизеля выше допустимых, повышение температуры воды в системе охлаждения выше допустимой, пропадание напряжения цепей управления). При обнаружении сбоев или ненормальной работе схемы автоматики производят проверку блоков с помощью пульта имитатора в соответствии с заводской инструкцией.
При полугодовой профилактике дополнительно производится проверка уставок элементов времени блоков пуска (БПД), остановки (БОД), включения контактора (БВКГ) и защит (БЗДГ) с помощью пульта имитатора и ручного секундомера.
При годовой профилактике дополнительно производится проверка стабилизации выходного напряжения 12 и 6 В на блоке питания щита ЩДГА-Б. При изменении входного напряжения от 18 до 30 В (24 В ±25%) выходные напряжения не должны выходить за пределы 12±0,6 В и 6±0,3 В. Производится полная проверка всех блоков ЩДГА-Б и ЩАВ-Б на пульте-имитаторе согласно таблицам и заводской инструкции. Производится проверка уставок по напряжению блоков контроля напряжения ввода (в щите ЩАВ-Б) и контроля напряжения дизеля (в щите ЩДГА-Б) с помощью ЛАТР и переносного вольтметра класса 0,5.