В аккумуляторных батареях невозможно внезапное появление неисправностей одновременно во всех элементах (исключая случаи доливки водой, содержащей вредные примеси). Неисправность в аккумуляторах развиваются довольно медленно и могут был обнаружены и устранены в начальной стадии. Для обнаружена неисправностей и своевременного принятия мер по их устранении необходимо систематически осматривать аккумуляторные батареи и регулярно выполнять необходимые профилактические работы.
При текущих осмотрах проверяют:
целость сосудов и уровень электролита в них, отсутствие трещин и течей в сосудах, правильность положения покровных стекол, чистоту сосудов, стеллажей, пола и стен, отсутствие окислов в местах соединения соединительных полос с шинами или кабельными наконечниками;
состояние пластин (цвет, коробление, наросты на отрицательных пластинах, состояние ушек);
уровень и характер шлама (в стеклянных сосудах);
отсутствие механических дефектов, приводящих к короткому замыканию (соприкосновение свинцовых обкладок, падение на дно сосуда различных деталей и частей и др.);
правильность режима постоянного подзаряда путем проверки величины напряжения и плотности в контрольных элементах;
температуру электролита (в контрольных элементах); исправность вентиляции и отопления.
Основные виды работ при техническом обслуживании стационарных аккумуляторных установок и их периодичность:
Особенности ухода за аккумуляторами в деревянных баках, выложенных свинцом, заключаются в следующем.
- Необходимо следить за состоянием и исправностью деревянных баков и свинцовых обкладок путем регулярного осмотра.
- Неисправность свинцовой обкладки обнаруживается по понижению уровня электролита, а также по подтекам на стеллажах и полу. Место протекания электролита заметно снаружи по почерневшей окраске, испорченной кислотой.
- Отверстие в свинцовой обкладке может появиться вследствие сильного продавливания при неправильной установке опорного желоба, уложенного на дне сосуда под опорными стеклами. Если течь обнаружена на днище или боковой стенке бака, следует демонтировать пластины и заменить бак. Неисправный бак подлежит ремонту, обнаруженное отверстие в свинцовой обкладке нужно запаять, а деревянные детали, поврежденные кислотой, заменить.
- Если уровень электролита внутри бака высок, то электролит может просачиваться возле внешних углов свинцовой рубашки. Для устранения такого дефекта часть электролита отбирают, отыскивают место течи и запаивают. Отогнутые наружу края свинцовой рубашки не должны быть прижаты к стенке сосуда во избежание стекания электролита на наружную поверхность деревянного бака.
- Отогнутые наружу края свинцовой обкладки соседних аккумуляторов не должны касаться один другого. В противном случае образуется второе параллельное соединение электролита в этих сосудах (первое соединение осуществляется блоком пластин) и во время заряда ток частично проходит по новому пути, вызывая окисление свинцовой обкладки одного из сосудов.
- При регулярных осмотрах необходимо следить за внешним видом свинцовой обкладки. Появление темно-коричневой (бурой) окраски на внутренней поверхности свинцовой обкладки указывает на соединение с одной из положительных пластин. При заряде кислород, выделяющийся на положительной пластине, способствует образованию слоя двуокиси свинца на обкладке, т. е. при каждом заряде происходит процесс формирования обкладки. Образование слоя активной массы на обкладке уменьшает ее толщину и может привести в дальнейшем к образованию в ней отверстий, т. е. к течи сосуда.
- Для проверки наличия соединения между пластинами и обкладкой необходимо периодически измерять напряжение между обкладкой и пластинами (положительной и отрицательной). Измерения должны производиться высокоомным вольтметром со шкалой 3 В. При наличии соединения пластин с обкладкой или замыкания через шлам величины напряжений «плюс—обкладка» и «минус—обкладка» равны нулю или близки к этому. У исправного аккумулятора, находящегося в покое, напряжение «плюс— обкладка» равно 1,3—1,35 В, а напряжение «минус—обкладка» 0,7—0,73 В.
- Проверка уровня шлама под пластинами осуществляется с помощью угольника, изготовленного из круглой стеклянной или пластмассовой палочки, загнутой в нижней части на 10—15 см под прямым углом. Толщина палочки должна быть одного порядка с сепараторной палочкой для свободного прохождения ее между пластинами. Длина угольника должна на 50 мм превышать высоту пластин.
- При обнаружении замыкания через шлам необходимо откачать шлам, аккумулятор долить электролитом плотностью 1,18 и зарядить. При невозможности немедленной откачки шлама следует разравнять его угольником и исключить соприкосновение с пластинами.