Содержание материала

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Стартерные аккумуляторы в установках электросвязи применяются главным образом для запуска дизель-генераторов стационарных и передвижных ДЭС как источники питания автоматики ДЭС, а также для подмены стационарной батареи во время ее ремонта. В соответствии с ГОСТ 959.0—79Е, ГОСТ 959.23—79 батареи характеризуются:
а)          количеством последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (три или шесть), определяющим ее номинальное напряжение (6 или 12 В);
б)          назначением: стартерная «СТ» или стартерная для машин тяжелой службы «ТСТ»;
в)           номинальной емкостью (при 20-часовом режиме разряда);
г)           обозначением типа: буквы в конце — материал моноблока («Э» — эбонит, «Т» — термопласт, «П» —пластмасса асфальтопековая) и материал сепараторов («Р»—мипор, «М»—мипласт, «С» — стекловолокно). Например, батарея 6ТСТ-132 ЭМС состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (12 В) номинальной емкостью 132 А-ч, материал моноблока — эбонит, сепараторы из мипласта и стекловолокна.

Наибольшее применение в установках электросвязи нашли стартерные аккумуляторы с номинальной емкостью 128, 135 (132), 140, 180 (182) А-ч. В
скобках указаны емкости аккумуляторов в соответствии с новыми ГОСТ. Данные стартерные аккумуляторы применяются на дизель-генераторных установках с выходной мощностью до 200 кВт.
Номинальная емкость стартерных аккумуляторов, указанная в условном обозначении батареи, определяется при разряде током 20-часового режима. Токи и емкости батареи в основных нормируемых режимах, определяемых ГОСТ, приведены в табл. 4.6.

Таблица 4.6
Электрические параметры стартерных аккумуляторных батарей

Указанные в табл. 4.6 емкости гарантируются при соблюдении следующих условий:
плотность электролита в начале разряда 1,285 г/см3 при t=30oС, средняя температура электролита должна быть +30° С,
напряжение иа каждом элементе в конце разряда при температуре электролита +30° С должно быть: при 20-часовом режиме разряда не ниже 1,8 В, при 10-часовом режиме разряда ниже 1,75 В и 5-минутном (стартерном) разряде— не ниже 1,5 В.
Формула для приведения емкости, полученной в определенном режиме разряда при температуре, отличной от +30° С, аналогична формуле для стационарных аккумуляторов и отличается от нее величинами коэффициента и номинальной температуры:

где С30 — приведенная емкость при t=30° С; Сфакт—фактическая емкость, полученная при температуре t°C; t — температура электролита при разряде °C.
Суточный саморазряд стартерных аккумуляторов составляет 0,5—0,75% поминальной емкости за период 15 суток и 0,3—0,5% за период 30 суток.

ВВОД В ДЕЙСТВИЕ НОВЫХ СТАРТЕРНЫХ БАТАРЕЙ

Стартерные батареи выпускаются с завода сухозаряженными, поэтому в отличие от стационарных аккумуляторов они не требуют длительного формировочного заряда для приведения в рабочее состояние. Однако заводские инструкции гарантируют сухозаряженность батарей только в течение одного года с момента изготовления, в то время как срок хранения не залитых электролитом батарей устанавливается три года. При использовании стартерных батарей на транспортных средствах в зависимости от климатического района, в котором они работают, заводские инструкции рекомендуют заливать их электролитом различной плотности от 1,29 г/см3 в северных районах до 1,21 в тропиках.
В условиях предприятий электросвязи стартерные батареи стационарных дизель-генераторов размещаются в отапливаемых помещениях и эксплуатируются при температуре от 10° до 35°С. Поэтому их следует заливать электролитом плотностью 1,23 г/см3 (как для южных районов), чтобы после заряда плотность достигла 1,25 г/см3 (это положение не относится к стартерным батареям передвижных ДЭС, на которые распространяются общие правила для аккумуляторов транспортных средств). Необходимое количество электролита для заполнения одной батареи 6СТМ-128, 6СТ-140, 6ТСТ-132 —8 л; для 6ТСТ-182—11,5 л; для 6СТК-135 — 9,5 л.
Через 2 ч после заливки электролитом производится контроль плотности электролита, после чего приступают к заряду батареи. При включении на заряд температура электролита должна быть не выше 30°С. Рекомендуемые величины тока заряда указаны в табл. 4.6.
Заряд батареи следует вести до сильного газовыделения во всех аккумуляторах и постоянства напряжения и плотности в течение 2 ч. Ориентировочная продолжительность заряда — 5—6 ч. Во время заряда периодически измеряют температуру электролита и если она превышает 45°С, уменьшают наполовину зарядный ток или прерывают заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30—35°С. В конце заряда замеряют плотность электролита во всех элементах и, если она отличается от нормы (1,250 г/см3), производят корректировку плотности путем доливки дистиллированной воды или раствора серной кислоты плотностью 1,400 г/см3. После корректировки плотности продолжают заряд в течение 30 мин для полного перемешивания электролита.
После 30-минутного отдыха батареи производят замер уровня электролита во всех элементах и приводят его к норме (10—15 мм выше предохранительного щитка) путем добавки электролита (плотностью 1,250 г/см3) или отбора избытка электролита резиновой грушей. После первого заряда батареи должны быть поставлены на контрольный разряд током 10-часового режима. Чтобы стартерные батареи в условиях эксплуатации на предприятиях электросвязи отдали гарантированную емкость, целесообразно при вводе их в эксплуатацию провести до десяти циклов заряда—разряда.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СТАРТЕРНЫХ БАТАРЕЙ

Оптимальным режимом эксплуатации стартерных батарей, предназначенных для запуска резервных дизель-генераторов и питания цепей автоматики ДЭС, является режим постоянного подзаряда, при котором эти батареи все время находятся в состоянии полного заряда и получают ток подзаряда для компенсации саморазряда.
Батареи, предназначенные для запуска агрегатов (т. е. стартерные по назначению), не имеют нагрузки в буферном режиме, весь ток буферного выпрямительного устройства идет на подзаряд батареи. Батареи для питания цепей автоматики в буферном режиме подключены параллельно нагрузке (цепи автоматики), потребляющей в спокойном режиме (при наличии напряжения сети) ток 2—3 А. В таких условиях в качестве выпрямительного устройства лучше всего применять шкафы заряда батарей типа ШЗБ-1 или ШЗБ-2, которые имеют подзарядные выпрямительные блоки, обеспечивающие необходимую стабилизацию напряжения, и зарядные блоки, с помощью которых можно проводить первый и последующие заряды стартерных батарей. Для обеспечения необходимого тока подзаряда, обеспечивающего полную компенсацию самозаряда, напряжение постоянного подзаряда можно подсчитать по эмпирической формуле Uпз=δ+0,95 В, где δ — плотность электролита, г/см3. Для рекомендуемой плотности δ=1,250 г/см3 Uпз= 1,25 + 0,95 = 2,20 В.
Основные виды работ и их периодичность. При техническом обслуживании стартерных аккумуляторных батарей проводятся следующие виды работ: