Содержание материала

Как уже было сказано, целый ряд особо важных электроприемников нефтенасосных и компрессорных станций и нефтебаз относятся к особой группе первой категории и не допускают никакого перерыва электроснабжения. Для их питания на случай прекращения подачи электроэнергии от внешних источников электроснабжения предусматривается создание местной системы аварийного (гарантированного) электроснабжения. Такая система состоит из генератора переменного тока частотой 50 Гц, приводимого во вращение дизель-мотором с постоянно вращающимся маховиком, или аккумуляторной батареи с электродвигателем постоянного тока, приводящего во вращение генератор переменного тока. Вместо электродвигателя постоянного тока можно применять инвертор, преобразующий постоянный ток аккумулятора в переменный ток, используемый для вращения генератора переменного тока. На рис. 76 изображены схемы аварийного питания электроприемников особой группы.
Для аварийного питания заводы изготовляют стационарные и передвижные дизельные электростанции СГЭП-500, ЭСДА-500, ДГА-400 и др.
Дизель-генераторная электростанция СГЭП-500 мощностью 500 кВт представляет собой автоматизированную стационарную установку, состоящую из дизель- мотора с генератором переменного тока на напряжение 400 В, щита станции управления и вспомогательных механизмов. Система СГЭП-500 может находиться в трех режимах — «дежурство», «работа» и «резерв». В режиме «дежурство» система находится в готовности к работе и контролирует наличие напряжения на шинах питающей подстанции. При исчезновении напряжения система автоматически отключается от внешней сети, переводится в режим «работа» и продолжает питание присоединенных электроприемников за счет энергии вращающегося маховика дизель-мотора, с последующим его автоматическим пуском и включением в работу. После восстановления напряжения во внешней сети система по команде дежурного автоматически переводится обратно в режим «дежурство» и электроприемники подключаются к нормальному питанию от внешней сети. В режиме «резерв» система может использоваться в качестве автономного резервного источника электроснабжения через 45 с после подачи команды на пуск. Перевод системы из режима «резерв» в режим «работа» выполняется по команде дежурного или автоматически, при исчезновении напряжения на шинах питающей подстанции. Система СГЭП-500 полностью автоматизирована и может эксплуатироваться без постоянного обслуживающего персонала.


Рис. 76. Схемы систем аварийного литания с аккумуляторной батареей (а) и с дизель-мотором (б): АВ — автоматические выключатели; Д — электродвигатель постоянного тока; ДМ — дизель-мотор; Г — генератор переменного тока; АБ — аккумуляторная батарея; В — выпрямители подзарядки аккумуляторов; ШАП — шины аварийного питания
Дизель-электрическая станция ЭСДА-500 мощностью 500 кВт передвижного типа, размещена на двух крытых кузовах автомобильных прицепов машины МАЗ. На прицепах установлены дизель-генераторы с топливным и масляными баками, компрессор, шкаф управления, силовые выключатели, блок автоматики, кабельные барабаны с кабелем для подачи аварийного электропитания. Станция ЭСДА-500 используется для аварийного питания насосов обычного типа на магистральных нефтепроводах. Для аварийного электроснабжения станций блочного типа используют стационарные дизель-электрические станции ДГ73-630 мощностью 630 кВт.