Содержание материала

Непосредственное соединение вала электродвигателя с валом приводимого механизма осуществляют различными муфтами — поперечно-свертными, зубчатыми, с металлическими пружинами, пальцевыми, электромагнитными и др.
Поперечно-свертная (фланцевая) муфта (рис. 15, о) состоит из двух частей и является глухой муфтой, не допускающей смещения одного вала по отношению к другому, благодаря чему оба соединенных ею вала работают как один вал. Соединение обеих частей муфты выполняют болтами, располагаемыми по окружности полумуфт.
Муфты для соединения вала электродвигателя с валом
Рис. 15. Муфты для соединения вала электродвигателя с валом приводимого механизма
Зубчатая муфта (рис. 15, б) состоит из двух втулок с наружными зубьями и двух обойм с внутренними зубьями. Втулки с наружными зубьями закрепляют на торцах валов электродвигателя и приводимого механизма. Обоймы, в которых вращаются втулки, соединяют на болтах. Вращение вала электродвигателя через зубчатую втулку передается обойме, а через нее второй втулке, соединенной с валом приводимого механизма. Зубчатые муфты допускают перекос до 0°30' и небольшое радиальное смещение осей соединяемых валов. Такие муфты применяют для соединения электродвигателей с основными насосами на магистральных нефтепроводах.
Муфта со стальными пружинами изображена на рис. 15, в. Вращение вала электродвигателя передается валу приводимого механизма через стальные пружины, заложенные в пазах муфты, которые входят в конструкцию муфты как упругий элемент. Муфты этого типа применяют для асинхронных электродвигателей единой серии.
Пальцевая муфта (рис. 15, г) состоит из двух частей, соединенных металлическими пальцами, с надетыми на них резиновыми кольцами трапецеидального сечения. Передача вращения вала электродвигателя валу приводимого механизма происходит через эти пальцы. Резиновые кольца служат упругими элементами муфты.
В электромагнитной муфте (рис. 15, д), состоящей из двух частей, одна является электромагнитом 1 с обмотками 2, другая якорем 3. Питание обмоток электромагнита осуществляется постоянным током через кольца и щетки 7. При подаче напряжения в обмотки электромагнита якорь 3 втягивается и прижимается к шайбам 6, вследствие чего ведомый вал механизма, закрепленный в якоре, начинает вращаться вместе с ведущим валом электродвигателя, закрепленным в электромагните. Пружина 5 служит для разъединения якоря и электромагнита при снятии напряжения, а шпонка 4 — для предупреждения проворачивания якоря на валу.
Для механизмов, требующих реверсирования, имеются реверсивные муфты с двумя электромагнитами и одним общим якорем. Направление вращения ведомого вала у них зависит от того, к какому электромагниту подведено напряжение. Реверсивная муфта удобна тем, что для изменения направления вращения приводимого механизма не требуется менять направления вращения электродвигателя.