Содержание материала

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
СЕТЕВЫЕ ГРАФИКИ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВЫХ НОРМАТИВОВ ТРУДОЗАТРАТ НА КАПИТАЛЬНЫЕ РЕМОНТЫ ЭНЕРГООБОРУДОВАНИЯ
9-1. Задачи и основные методические положения разработки плановых нормативов трудозатрат
Совершенствование планирования энергоремонтного производства не может ограничиться одним только упорядочением нормативной базы для составления сетевых графиков, используемых на стадии оперативного планирования. Задачи, поставленные хозяйственной реформой, предполагают совершенствование планирования на всех стадиях, в том числе на стадиях текущего (годового) и перспективного планирования. А это нельзя осуществить без соответствующих обоснованных плановых нормативов.

Для сложившихся в энергоремонтном производстве условий плановые нормативы в основном выступают как нормативы трудозатрат. Это объясняется тем, что на данном уровне организации и централизации ремонтов все материальные ресурсы (запасные части, материалы и т. д.) находятся в распоряжении электростанций (заказчиков), специализированные же ремонтные предприятия обеспечивают ремонты в основном квалифицированной рабочей силой и техническим руководством.
Существующие в настоящее время нормативы, разработанные в свое время к ценнику 26-04-19, не только не отвечают требованиям, предъявляемым системой СПУ к оперативному планированию, но и не удовлетворяют требованиям совершенствования планирования на более высоких стадиях.
Дело в том, что текущее и перспективное планирование ремонтов энергооборудования органически связано с годовыми графиками максимальных нагрузок энергосистем, с «ремонтными площадками», размеры и конфигурация которых планируются в основном объединенными энергосистемами. Для планирования «ремонтных площадок» приходится оперировать единичными мощностями энергоблоков или в крайнем случае отдельными агрегатами (котлом, турбиной и т. д.), тогда как нормативы справочника 26-04-19 укрупнены по отдельным небольшим узлам.
Эти нормативы трудно использовать для указанной цели еще и потому, что они дифференцированы для типовых и сверхтиповых ремонтных работ и рассчитаны на составление дополнительных смет, необходимых для уточнения договорных объемов работ на стадии оперативного планирования. Для более высоких стадий планирования, очевидно, целесообразно располагать нормативами, укрупненными до пределов отдельных энергоблоков соответствующих типов, с выделением частичных нормативов на составляющие их отдельные агрегаты.
Учитывая сложившуюся специализацию энергоремонтных работ, плановые нормативы должны также дать возможность планировать объемы работ, выполняемых как ремонтным персоналом отдельных специализированных организаций, так и самих электростанций.
В целях отражения наиболее прогрессивных достижений в области энергоремонта плановые нормативы должны быть составлены как усредненные, включающие передовой опыт всех ремонтных предприятий и электростанций. Усреднение нормативов является, в частности, важным условием их использования в качестве основы конструирования укрупненных отпускных цен на ремонтные работы.
Во время капитального ремонта, как правило, выполняются работы не только типовой номенклатуры, но и другие специальные работы по модернизации или реконструкции, объемы которых не .стабильны и отличны в разных конкретных условиях. Однако и эти объемы могут быть усреднены, так как анализ многочисленных выполненных капитальных ремонтов показывает, что средний их объем за ряд лет относительно стабилен и составляет в среднем 30—40% от работ типового объема. Допускаемая при усреднении некоторая неточность компенсируется выигрышем, получаемым на высших стадиях планирования, в особенности на стадии перспективного планирования, когда главной целью является определение основных пропорций. На стадии же оперативного планирования эти неточности легко устранимы регулированием объемов работ в зависимости от конкретных условий и неотложности характера сверхтиповых работ, объемы которых уточняются специальными сметами. Практика показывает, что такое регулирование объемов ремонтных работ ежегодно имеет место в энергосистемах.
Таким образом, плановые нормативы должны предусматривать «условно-типовой» объем работ, включающий типовой объем плюс регламентированный сверхтиповой объем, исчисленный в процентах от типового.
Вполне очевидно, что норматив трудозатрат равен произведению численности ремонтного персонала (среднего разряда) на нормативную длительность ремонтного простоя блока (агрегата), т. е.
(9-1)
где Нбл— суммарный плановый норматив на ремонт блока; n—средняя суммарная численность ремонтного персонала i-й специализации, чел.; ,tcni — продолжительность работ, выполняемых предприятием i-й специализации, дни.
Правая часть формулы (9-1) является суммой произведений численности персонала и длительности работ, производимых различными специализированными ремонтными предприятиями и состоит из ряда усредненных частных укрупненных нормативов трудозатрат. В соответствии со сложившейся специализацией укрупненные нормативы трудозатрат должны разрабатываться наследующие работы:
а)  ремонт основных узлов агрегатов (собственно котлов, турбин и генераторов), выполняемый главным образом ремонтными предприятиями Союзэнергоремонта или энергосистем;
б) ремонт вспомогательного оборудования, обычно выполняемый персоналом объединенных ремонтных цехов блочных электростанций или частично персоналом предприятий энергосистем;
в)  котлоочистные, изоляционные и обмуровочные работы, которые выполняются узкоспециализированными ремонтными предприятиями;
г)  работы по ремонту генераторов и электромеханизмов собственных нужд.
Составленные таким образом плановые нормативы отвечают основной задаче повышения эффективности ремонтов, так как позволяют сосредоточить внимание на решающих экономических показателях—численности персонала и длительности ремонтного простоя, в конечном итоге отражающих уровень производительности труда не только ремонтного, но и эксплуатационного персонала.
В настоящее время отсутствуют достаточно обоснованные технические нормы трудозатрат на ремонт энергетического оборудования.
Попытка разработать типовые сетевые графики, включающие также нетиповые специальные работы, показала, что трудно усреднить объемы сверхтиповых работ, характерные для условий даже одной энергосистемы. В связи с этим приемлемым методическим подходом усреднения затрат на сверхтиповые работы следует признать критический анализ и обобщение результатов реально выполненных ремонтов по сетевым графикам.
Норматив трудозатрат, определяемый по формуле (9-1), графически представляет собой площадку явно выраженной трапециевидной формы. Это обусловлено технологической спецификой ремонтов энергооборудования, для которых характерно закономерное изменение численности персонала на различных стадиях ремонта.

Наблюдаются три характерные стадии. На начальной стадии (отключение и остывание оборудования, его разборка и уточненная дефектация) фронт работ постепенно расширяется и соответственно возрастает численность персонала до некоторой максимальной величины.
график трудозатрат на работы
Рис. 9-1. Принципиальный график трудозатрат на работы, проводимые при капитальном ремонте энергоблоков, и основные его параметры.

Средняя (рабочая) стадия, в течение которой осуществляется ремонт основных узлов оборудования, характеризуется относительно постоянной численностью ремонтного персонала (в зависимости от качества оптимизации сетевых графиков и системы выравнивания трудовых ресурсов по дням ремонта).
Для конечной (завершающей) стадии, когда происходит последовательная сдача законченных ремонтом узлов, характерны постепенное сужение фронта работ и соответствующее снижение численности персонала.
Приведенные на рис. 9-1 и в табл. 9-1 характерные параметры графика трудозатрат могут служить методической основой обобщения отчетных материалов капитальных ремонтов, проведенных по сетевым графикам, и разработки на их основе усредненных плановых нормативов трудозатрат.
Объемы ремонтов и трудозатраты для агрегатов одних и тех же типов и мощностей меняются в широких пределах. Поэтому численные значения указанных в табл. 9-1 параметров также непостоянны и изменяются не только в зависимости от типа и мощности агрегатов, но и степени их освоения после пуска в эксплуатацию, рода сжигаемого топлива (для котлоагрегатов). В связи с этим при расчете плановых нормативов трудозатрат численные значения параметров должны приниматься для достаточно освоенных в эксплуатации агрегатов, по крайней мере, начиная с третьего по счету капитального ремонта; для котлоагрегатов эти нормативы должны устанавливаться применительно к наиболее распространенному.
Таблица 9-1
Основные характерные параметры графика трудозатрат на капитальный ремонт энергооборудования (к рис. 9-1)

Для условий, отличных от указанных, должны быть предусмотрены соответствующие коэффициенты, учитывающие изменение объемов ремонтов и вид топлива (для котлов). Такие коэффициенты могут быть разработаны на основе анализа ряда ремонтов аналогичных агрегатов, но отличных по указанным условиям. В качестве примера в табл. 9-2 приводятся коэффициенты, полученные на основе сравнительного анализа фактических данных о капитальных ремонтах ряда агрегатов, отличающихся степенью их освоения в эксплуатации или видом сжигаемого топлива (для котлов). Принятую в табл. 9-2 методику расчета коэффициентов следует считать иллюстративной, а приведенные коэффициенты — сугубо ориентировочными.

Численные значения приведенных в табл. 9-1 параметров та:кже неодинаковы для работ различной специализации, выполняемых разными организациями при комплексном капитальном ремонте.
Таблица 9-2
Коэффициенты, учитывающие изменение трудозатрат на ремонтные работы в зависимости от степени освоения оборудования и вида сжигаемого топлива (для котлов)

Примечание.  | — длительность первого ремонта после ввода; 7ц — длительность второго ремонта после ввода; — длительность третьего ремонта после ввода; tm т,    — соответственно длительность капитальных ремонтов
котлов, сжигающих жидкое, газовое или твердое топливо.
Наличие технологических сдвигов начала и окончания отдельных специализированных работ по отношению к началу и окончанию работ по блоку в целом обусловливает соответствующее изменение численных значений параметров.
В связи с этим усреднение планового норматива в целом должно производиться на основе раздельного анализа и предварительного усреднения фактических затрат труда по всем указанным ранее группам специализированных работ.