Содержание материала

Известно, что одновременно с капитальным ремонтом обычно выполняются и другие работы. К ним относятся модернизационные и реконструктивные работы, выполняемые для повышения эффективности оборудования сверх его проектных показателей, и работы по устранению заводских дефектов и недоделок монтажных организаций.
В действующем Положении о планово-предупредительных ремонтах на электростанциях отсутствует более или менее четкая регламентация работ, подлежащих финансированию за счет амортизационных отчислений на капитальный ремонт. Между тем в связи с ежегодно возрастающим объемом работ по освоению вновь вводимой энергетической мощности, ремонтным предприятиям и персоналу электростанций одновременно с капитальными ремонтами за счет амортизационных отчислений приходится выполнять подобные работы в растущих объемах.

Это не может не сказаться на искусственно плановом сокращении объема типовых ремонтных работ, на последующем ухудшении их качества, на некоторой стабилизации и даже увеличении в отдельных случаях аварийности действующего оборудования электростанций.

Рис. 10-5. Изменение удельных затрат на топливо, сэкономленное от проведенных мероприятий при капитальных ремонтах энергооборудования.

Нет сомнений в принципиальной целесообразности объединения во времени всех видов работ с капитальным ремонтом, так как при этом достигается экономия трудозатрат при ремонте и топлива на повторные пуски агрегатов после их ремонта. Однако разная экономическая природа этих работ требует различных источников их финансирования и соответствующих методов их планирования.
Известно, что основной целью капитального ремонта является возмещение физического и частичного морального износа посредством регулярного восстановления (возобновления) изнашивающихся составных частей агрегатов, тогда как другие перечисленные выше работы предназначены для достижения проектных показателей оборудования и должны финансироваться за счет кредитов банка или фонда развития либо за счет средств заводов-изготовителей и монтажных организаций, не завершивших в свое время изготовление изделий или производство монтажных работ.
Само собой разумеется, что нечеткость такого планирования финансовых ресурсов из единого источника —амортизационных отчислений способствует определенному удорожанию ремонтных работ. Несвойственные по профилю ремонтным предприятиям работы не могут обходиться дороже по сравнению с затратами специализированных заводов или монтажных организаций, причем это удорожание на стадии планирования трудно поддается контролю со стороны работников электростанций — заказчиков.
Электростанции в качестве заказчиков также экономически мало заинтересованы в осуществлении строгого контроля за стоимостью этих работ, так как ускорение освоения вводимого оборудования стимулируется вполне конкретными поощрительными премиями, тогда как неэкономные затраты на капитальный ремонт, производимые за счет амортизационных отчислений, никак не отражаются на экономических показателях электростанции и на размере поощрительных фондов, если выполненные стоимостные объемы ремонтных работ отвечают запланированным.

Известной иллюстрацией тенденции к удорожанию сверхноменклатурных работ по модернизации основного оборудования служат кривые изменения удельных затрат (рис. 10-5) для трех ТЭЦ.
На протяжении ряда лет увеличились удельные затраты на условное топливо, сэкономленное в результате специальных работ, выполненных при капитальных ремонтах. За 5 лет суммарные средние удельные затраты по трем станциям, увеличиваясь, достигли 10 руб. на 1 т условного топлива, т. е. стали равными стоимости топлива в энергосистеме.
Надо полагать, что и недостатки планирования денежных затрат и финансовых ресурсов также могут быть устранены или значительно ослаблены при комплексном планировании ремонтов в энергосистеме.
Вполне очевидно, что разработка практических предложений по совершенствованию планирования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в целях повышения экономической эффективности ремонтов в целом приобрела актуальное значение особенно теперь в период массового перехода ремонтных предприятий и цехов электростанций на новые методы планирования и экономического стимулирования.
Ниже на основе обобщения опыта применения сетевых графиков излагаются некоторые методические рекомендации совершенствования планирования трудовых и других ресурсов, необходимых для ремонта оборудования электростанций.